Святые отцы о ереси латинства
(о
католичестве)
Святитель
Московский Филарет (Дроздов):
«Мы не примем
вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от
Сына».
(Творения
святителя Григория Паламы. Т. 1.
Фессалоники, 1962. С. 26)
Преподобный
Феодосий Печерский (1074):
Преподобный
Максим Грек (1556):
(Сочинения
преподобного Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993. С. 7)
(Сочинения о
знамении Честнаго и Животворящаго Креста. Рк. БАМ. 13.1.24, гл. 11, л . 39, л . 88 об.)
«Но если они
(латиняне) совершенно отклонились, и притом ― в отношении богословия о Святом
Духе, хула на Которого ― величайшая из всех опасностей, то ясно, что они
еретики, и мы отсекаем их как еретиков».
«Никогда то,
что относиться к Церкви, не разрешается путем компромиссов».
«Мы отторгли
от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому
совершенно неправильно объединяться с ними». «Латиняне не только раскольники,
но и еретики. Наша Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше
и сильнее нашего».
Святитель
Феофан Затворник (1894):
«Была одна
Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение, ― папа с своими увлекся
своемудрием и отпал от единой Церкви и веры».
(Письма к
разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. 1892. С. 45)
«Церквами
христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей
Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни
латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать
истинными Христовыми Церквами ― потому что они несообразны с Апостольским Церкви
Божией устроением.
Латинская
церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий
и повредилась. Главный ее грех ― страсть ковать новые догматы... Латиняне
повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную...»
(Письма... С.
230-232)
«Верить по латински...
есть уклонение от Церкви, ересь».
(Письма о
христианской жизни. М., 1908. С. 37.)
Святитель
Игнатий (Брянчанинов) (1867):
«Папизм ― так
называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви,
различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем
отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это
отречение, сказав, что гораздо менее грех ― отречение от Христа, нежели грех
отречения от папы. Папа есть идол папистов, он ― божество их. По причине этого
ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим
себе и сатане ― изобретателю
и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они
исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее
существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение
предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь
Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей,
жестокого презрения к человекам и ненависти к ним».
О ереси и
расколе ― «Православное чтение». 1992. № 5-6. С. 5)
«Не играйте
вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением
Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не
Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает
за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать
Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют
христианину».
(Сочинения...
Т. 4. СПб. 1886. С. 476)
Преподобный
Амвросий Оптинский (1891)
«Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских соборов... Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение...» И далее: «Римская Церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви».
«Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских соборов... Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение...» И далее: «Римская Церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви».
(Собрание писем
блаженныя памяти Оптинского
старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад, 1913. С.
231, 232, 235)
«Истина
свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия»
(Собрание
писем... С. 234)
«Благоразумно
ли было бы искать единения с католиками? Стоит ли удивляться мнимому усердию и
мнимому самоотвержению сих деятелей, то есть латинских миссионеров и сестер
милосердия? Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему
папе»
(Собрание
писем преп. Амвросия, 1908 г .).
Святой
праведный Иоанн Кронштадтский (1908):
«Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно ― во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, ― согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое ― ложь с истиною?»
«Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно ― во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, ― согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое ― ложь с истиною?»
(Живой колос с
духовной нивы. Из дневника за 1907-1908 гг. М. 1992. С. 31)
«Верны слова
Спасителя нашего Иисуса Христа: "кто
не со Мною, тот против Меня"
(Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой... они
явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы
веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа».
(Живой колос с
духовной нивы. С. 32-33)
«Натворили папы
в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши
и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь».
(Живой колос с
духовной нивы. С. 35)
«Если бы римский
папа был совершенно единомыслен и единодушен, единоучителен с Господом, он мог
бы, хотя не в собственном смысле, называться главою Церкви, но как разномыслен
и противоучителен Христу, то он еретик и не может называться главою Церкви и
учить Церковь: ибо она есть "столп
и утверждение истины" (1
Тим. 3, 15), а папа и паписты ― трость, ветром колеблемая, и совершенно
извратили истину Христову и в учении, и в богослужении (опресноки и без
проскомидии), и в управлении, поработив своей ереси все католичество и сделавши
его неисправимым, ибо папа, при всех своих ересях, признан непогрешимым от
католической церкви и, значит, неисправимым, противомыслящим».
(Живой колос с
духовной нивы. С. 36-37)
Из Окружного
Послания Восточных Патриархов 1848
г .:
«Единая,
Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что
сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая
ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них
общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с
ними православных чад Соборной Церкви ― беззаконие».
Почаевский листок
Почаевский листок
Немає коментарів:
Дописати коментар