вівторок, 8 жовтня 2013 р.

Молитва и ее значение в Пастырстве

«Непрестанно молитесь»
(1 Сол. 5, 17).

«Царство Божие на земле — тело Христово, одушевленное Духом Святым» (8, 79), — так сознает себя Церковь, и целью её основания Иисусом Христом является спасение человечества, приведение его к вратам Царствия Небесного. Спаситель не только основал Церковь Божию на земле, но и является её истинным Пастыреначальником. Новозаветный пастырь — продолжатель великого дела Пастыреначальника Христа. Господь даровал ему всю полноту и обилие благодатных даров.
   Венцом христианских добродетелей является деятельная любовь, которая созидается благодатью и силой Святого Духа. «Но любовь приобретается только посредством молитвы и она является даром Божиим» (7, 7). Обилием христианских добродетелей созидается полнота благодатного богообщения между Творцом и падшим человечеством. В достижении христианского идеала заключается подлинная жизнь Церкви, ибо «отсюда дух жизни растекается по всему телу Церкви» (8, 80).
   Пример истинной молитвы, которая является жизнью и дыханием Церкви, показал всему миру Сам Пастыреначальник Христос. И особенно ярким примером служит для нас Первосвященническая молитва Спасителя накануне великой Голгофской жертвы, которую совершил Он за грехи всего мира. Мысленно вознося свой духовный взор в эти скорбные и трудные минуты, в Первосвященнической молитве спаситель мира «…снисходит к падшему человеку в самую глубину его греховного сознания и, как врач к больному, указывает выход из этого положения» (7, 26). Обращаясь к Небесному Отцу, Спаситель говорит: «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17, 1)О. Сын Божий в молитве к Богу Отцу просит Его: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17, 5). Испрашивая благословения и помощи Божией на предстоящий крестный подвиг у Небесного Отца, и помолившись о себе, спаситель молится о Своих последователях: «Я о них молю: не о всем мире молю. Но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17, 9). Иисус Христос молиться, «чтобы они были едино, как и мы» (Ин. 17, 11). В молитве о Своих последователях Он молит Небесного Отца «сохранить их от зла» (Ин. 17, 15), «освятить их истиною» (Ин. 17, 17). Он молится о единстве всех верующих в Него (Ин. 17, 21). Христос молит Царя Веков, чтобы они были с Ним и видели славу Его (Ин. 17, 24). И в заключение Своей Первосвященнической молитвы Он молит Небесного отца: «И Я любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет. И Я в них» (Ин. 17, 26). Особенно на Голгофе душепопечительность Спасителя достигает непостижимых высот. Он здесь изливает из глубины души Свою сердечную молитву за весь человеческий род.
            Пастырская молитва…
   Сколько неведомого, таинственного и непостижимого заключается в этих словах? Какой жизненный импульс и силы дарует она человечеству?
   Молитвою называется обращение человека к Богу (9, 28). Самым близким для человека существом является Бог, и общение с Ним выражается в молитве. По мысли отцов Церкви, молитва является беседой человека с Богом. Для этого мы возбуждаем и возгреваем в себе жизнь и дух благочестия, возносим ум и сердце к Богу, благоговеем пред Ним (6, 116)О. Являясь источником спасения и основой жизни, в христианстве «имя молитвы есть чудо, — говорит архимандрит Иринарх, — непостижимо человеческим разумом, недоведомо ангельским умом, объясняемо только во глубине неисследимой бездны любви Божией к человеческому роду» (9, 28). В человеческой душе молитва возгорается от живой и теплой веры в Бога. Господь призывает человека к духовной жизни. И средством, по выражению архиепископа Антония Храповицкого, «переносящим человека от одного мира в другой, есть молитва» (2, 89).
   Молитва является постоянным спутником верующего христианина, а для пастыря Церкви Христовой она составляет самую основу его служения. «Главная обязанность пастыря — быть пастырем-молитвеником» (4, 67). Святейший Патриарх Алексий говорит: «У пастыря должно быть только два священных долга — молитва и подвиг. Молитва и подвиг — это как бы два крыла, которые возносят пастыря от земли в небесные области. И чем углубленнее бывает эта уединенная молитва, тем действеннее бывает сила священнодействий» (7, 101).
   Подражая Пастыреначальнику Иисусу Христу, пастырь обязан возносить к Богу молитвы о себе. Когда он устремляет свой взор к Богу, то стремиться избежать развлечений и пребывать собранным внутри себя. Силой молитвы Христос Спаситель совершал многие чудеса. Молитвой Он заповедовал ученикам побеждать силу вражию.
   Истинный пастырь обязан всегда, а особенно при нахождении искушений, пребывать в молитве. Молитва несет в себе духовную благодатную силу, которая подкрепляет слабые пастырские силы, искореняя немощи. О большом значении молитвы в личной жизни пастыря красноречиво свидетельствует святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Молитва — великое оружие, великая защита. Что для тела свет солнца, то для души молитва. Она есть занятие для человека общее с ангелами, ею мы вступает в их общество, делаемся соучастниками их жизни, состояния, достоинства, благородства, мудрости и разумения. Кто не молится Богу, тот мертв, бездушен, бессмыслен» (3, 46) (1. см. на обратной стр.). Внутренняя жизнь пастыря представляет собой постоянную борьбу добра со злом, и одержание победы в этой борьбе будет зависить от силы пастырской молитвы, излитой из глубины души Посредством молитвы и покаяния пастырь очищает свою душу от грехов и пороков. Он становится достойным сосудом Духа святого. Молитва способствует укреплению духовных сил пастыря на пути нравственного совершенствования. Посредством молитвы он освящает и просвещает свои духовные силы. По мысли Нила Синайского, «как хлеб душе, так духовная молитва есть пища ума» (3, 49). Посредством молитвы пастырь низводит на пасомых полноту Божественных даров. В молитве он возносит свой ум в другой, неземной мир. Пропала сноска (Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. кн. 1. СПб., 1897 г., стр. 25.)
   Непрестанное пребывание в молитве является необходимым и наиболее ценным залогом плодотворной деятельности пастыря, ибо «оно может возгревать в его сердце отцовскую любовь к пасомым» (2, 93). Пастырская молитвенность не только возвышает его собственную душу, но и заключает в себе великую силу пастырского воздействия на паству. Посредством молитвы у пастыря установливается незримая, но реальная связь с пасомыми. Эта связь красочно выступает у пастыря в храме во время богослужения. В молитве сердце пастыря согревается любовью к пастве. Чем сам пастырь совершеннее в молитве и духовной жизни, тем снисходительнее и терпеливее он к духовным недугам паствы. Силой молитвы пастырь легко врачует все духовные язвы пасомых. Молитва также необходима для сокрушения греха. Св. Григорий Синаит говорит: «Ум. Если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы» (3, 50). Пастырю прежде всего необходимо молиться об отпущении грехов человечества. Посредством искренней молитвы пастырь исцеляет всех от различных болезней, страстей и пороков. Только молитва помогает пастырю стяжать дерзновение, когда он готовится предстать пред престолом Божиим, чтобы совершить безкровную жертву за грехи всего человечества. Молитвенный дух настолько важен для пастыря в момент священнодействия, что св. Иоанн Златоуст призывает народ молиться о ниспослании его и на пастыря, ибо «общая молитва сильнее и всегда будет иметь успех во всем» (5, 75). Пастырь должен молиться за всех людей, живущих и умерших.
   Пастырь Церкви христовой обязан постоянно пребывать в молитве, ибо по словам св. Макария Великого, «постоянно пребывающий в молитве избрал для себя самое главное из всех дел» (3, 51). Только пребывая и упражняясь в непрестанной молитве, пастырь приобретает молитвенный опыт, опыт борьбы с искушениями. Без борьбы с собою пастырь никогда не стяжает дара молитвы. И главнейшим условием в стяжании дара молитвы является искреннее смирение и самопринуждение (2, 97).
   Спасение человека совершается благодатью Божией, а также посредством личного подвига. По словам блаж. Августина, «молитва необходима для того, чтобы получить благодать» (4, 67). Посредством молитвы пастырь приближается к Богу. И эта же молитва приближает его и к людям. В этом все назначение пастыря — от любви к Богу идти к любви своих ближних.

08.10.13      прот. Василий Игнат


На фото: Краєвиди Карпат - Нижній Бистрий.
Автор Ярослав Цендра



















Немає коментарів:

Дописати коментар