Молитва и ее значение в Пастырстве
«Непрестанно молитесь»
(1 Сол. 5, 17).
«Царство Божие на земле — тело Христово, одушевленное Духом Святым» (8,
79), — так сознает себя Церковь, и целью её основания Иисусом Христом является
спасение человечества, приведение его к вратам Царствия Небесного. Спаситель не
только основал Церковь Божию на земле, но и является её истинным
Пастыреначальником. Новозаветный пастырь — продолжатель великого дела
Пастыреначальника Христа. Господь даровал ему всю полноту и обилие благодатных
даров.
Венцом христианских добродетелей является деятельная любовь, которая
созидается благодатью и силой Святого Духа. «Но любовь приобретается только
посредством молитвы и она является даром Божиим» (7, 7). Обилием христианских
добродетелей созидается полнота благодатного богообщения между Творцом и падшим
человечеством. В достижении христианского идеала заключается подлинная жизнь
Церкви, ибо «отсюда дух жизни растекается по всему телу Церкви» (8, 80).
Пример истинной молитвы, которая является жизнью и дыханием Церкви,
показал всему миру Сам Пастыреначальник Христос. И особенно ярким примером
служит для нас Первосвященническая молитва Спасителя накануне великой
Голгофской жертвы, которую совершил Он за грехи всего мира. Мысленно вознося
свой духовный взор в эти скорбные и трудные минуты, в Первосвященнической
молитве спаситель мира «…снисходит к падшему человеку в самую глубину его
греховного сознания и, как врач к больному, указывает выход из этого положения»
(7, 26). Обращаясь к Небесному Отцу, Спаситель говорит: «Отче! пришел час:
прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17, 1)О. Сын Божий в
молитве к Богу Отцу просит Его: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого
славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17, 5). Испрашивая
благословения и помощи Божией на предстоящий крестный подвиг у Небесного Отца,
и помолившись о себе, спаситель молится о Своих последователях: «Я о них молю:
не о всем мире молю. Но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин.
17, 9). Иисус Христос молиться, «чтобы они были едино, как и мы» (Ин. 17, 11).
В молитве о Своих последователях Он молит Небесного Отца «сохранить их от зла»
(Ин. 17, 15), «освятить их истиною» (Ин. 17, 17). Он молится о единстве всех
верующих в Него (Ин. 17, 21). Христос молит Царя Веков, чтобы они были с Ним и
видели славу Его (Ин. 17, 24). И в заключение Своей Первосвященнической молитвы
Он молит Небесного отца: «И Я любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет. И
Я в них» (Ин. 17, 26). Особенно на Голгофе душепопечительность Спасителя
достигает непостижимых высот. Он здесь изливает из глубины души Свою сердечную
молитву за весь человеческий род.
Пастырская молитва…
Сколько неведомого, таинственного и непостижимого заключается в этих словах?
Какой жизненный импульс и силы дарует она человечеству?
Молитвою называется обращение человека к Богу (9, 28). Самым близким для
человека существом является Бог, и общение с Ним выражается в молитве. По мысли
отцов Церкви, молитва является беседой человека с Богом. Для этого мы
возбуждаем и возгреваем в себе жизнь и дух благочестия, возносим ум и сердце к
Богу, благоговеем пред Ним (6, 116)О. Являясь источником спасения и основой
жизни, в христианстве «имя молитвы есть чудо, — говорит архимандрит Иринарх, —
непостижимо человеческим разумом, недоведомо ангельским умом, объясняемо только
во глубине неисследимой бездны любви Божией к человеческому роду» (9, 28). В
человеческой душе молитва возгорается от живой и теплой веры в Бога. Господь
призывает человека к духовной жизни. И средством, по выражению архиепископа
Антония Храповицкого, «переносящим человека от одного мира в другой, есть
молитва» (2, 89).
Молитва является постоянным спутником верующего христианина, а для
пастыря Церкви Христовой она составляет самую основу его служения. «Главная
обязанность пастыря — быть пастырем-молитвеником» (4, 67). Святейший Патриарх
Алексий говорит: «У пастыря должно быть только два священных долга — молитва и
подвиг. Молитва и подвиг — это как бы два крыла, которые возносят пастыря от
земли в небесные области. И чем углубленнее бывает эта уединенная молитва, тем
действеннее бывает сила священнодействий» (7, 101).
Подражая Пастыреначальнику Иисусу Христу, пастырь обязан возносить к
Богу молитвы о себе. Когда он устремляет свой взор к Богу, то стремиться
избежать развлечений и пребывать собранным внутри себя. Силой молитвы Христос
Спаситель совершал многие чудеса. Молитвой Он заповедовал ученикам побеждать
силу вражию.
Истинный пастырь обязан всегда, а особенно при нахождении искушений,
пребывать в молитве. Молитва несет в себе духовную благодатную силу, которая
подкрепляет слабые пастырские силы, искореняя немощи. О большом значении
молитвы в личной жизни пастыря красноречиво свидетельствует святитель Иоанн
Златоуст. Он говорит: «Молитва — великое оружие, великая защита. Что для тела
свет солнца, то для души молитва. Она есть занятие для человека общее с
ангелами, ею мы вступает в их общество, делаемся соучастниками их жизни,
состояния, достоинства, благородства, мудрости и разумения. Кто не молится
Богу, тот мертв, бездушен, бессмыслен» (3, 46) (1. см . на обратной стр.).
Внутренняя жизнь пастыря представляет собой постоянную борьбу добра со злом, и
одержание победы в этой борьбе будет зависить от силы пастырской молитвы,
излитой из глубины души Посредством молитвы и покаяния пастырь очищает свою
душу от грехов и пороков. Он становится достойным сосудом Духа святого. Молитва
способствует укреплению духовных сил пастыря на пути нравственного
совершенствования. Посредством молитвы он освящает и просвещает свои духовные
силы. По мысли Нила Синайского, «как хлеб душе, так духовная молитва есть пища
ума» (3, 49). Посредством молитвы пастырь низводит на пасомых полноту
Божественных даров. В молитве он возносит свой ум в другой, неземной мир. Пропала
сноска (Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. кн. 1. СПб., 1897 г ., стр. 25.)
Непрестанное пребывание в молитве является необходимым и наиболее ценным
залогом плодотворной деятельности пастыря, ибо «оно может возгревать в его
сердце отцовскую любовь к пасомым» (2, 93). Пастырская молитвенность не только
возвышает его собственную душу, но и заключает в себе великую силу пастырского
воздействия на паству. Посредством молитвы у пастыря установливается незримая,
но реальная связь с пасомыми. Эта связь красочно выступает у пастыря в храме во
время богослужения. В молитве сердце пастыря согревается любовью к пастве. Чем
сам пастырь совершеннее в молитве и духовной жизни, тем снисходительнее и
терпеливее он к духовным недугам паствы. Силой молитвы пастырь легко врачует
все духовные язвы пасомых. Молитва также необходима для сокрушения греха. Св.
Григорий Синаит говорит: «Ум. Если не будет иметь в руке силу молитвы, то не
возможет сокрушить грех и противные силы» (3, 50). Пастырю прежде всего
необходимо молиться об отпущении грехов человечества. Посредством искренней
молитвы пастырь исцеляет всех от различных болезней, страстей и пороков. Только
молитва помогает пастырю стяжать дерзновение, когда он готовится предстать пред
престолом Божиим, чтобы совершить безкровную жертву за грехи всего
человечества. Молитвенный дух настолько важен для пастыря в момент
священнодействия, что св. Иоанн Златоуст призывает народ молиться о ниспослании
его и на пастыря, ибо «общая молитва сильнее и всегда будет иметь успех во
всем» (5, 75). Пастырь должен молиться за всех людей, живущих и умерших.
Пастырь Церкви христовой обязан постоянно пребывать в молитве, ибо по
словам св. Макария Великого, «постоянно пребывающий в молитве избрал для себя
самое главное из всех дел» (3, 51). Только пребывая и упражняясь в непрестанной
молитве, пастырь приобретает молитвенный опыт, опыт борьбы с искушениями. Без
борьбы с собою пастырь никогда не стяжает дара молитвы. И главнейшим условием в
стяжании дара молитвы является искреннее смирение и самопринуждение (2, 97).
Спасение человека совершается благодатью Божией, а также посредством
личного подвига. По словам блаж. Августина, «молитва необходима для того, чтобы
получить благодать» (4, 67). Посредством молитвы пастырь приближается к Богу. И
эта же молитва приближает его и к людям. В этом все назначение пастыря — от
любви к Богу идти к любви своих ближних.
Немає коментарів:
Дописати коментар