середа, 16 жовтня 2013 р.

О Втором пришествии

Господа Иисуса Христа

(1 и 2 послания к Фессалоникийцам)


«Сам же Бог мира да освятит
вас во всей полноте, и ваш
дух и душа и тело во всей
целости да сохранится без порока
в пришествие Господа нашего
Иисуса Христа».
                            (1 Фес. 5, 23)

 «Мир сей преходит, близок
другой, непреходящий, в котором
обнаружатся тайны,
разгнутся страшные книги,
воссядет Судия, разлучит добрых и
злых, добрым в обладание даст
Царство, злых ввергнет во тьму
кромешную».
                            (Св. Ефрем Сирин)

   
Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа…
Сколько неведомого, таинственного и непостижимого для пытливого человеческого разума заключается в этих словах? Поистине, «тайна сия велика есть». В чем смысле жизни человека на земле? В чем его призвание? В чем назначение его человеческого бытия? Каковы последние судьбы мира и человечества? Эти вопросы на протяжении всей истории бытия человечества тревожат пытливый разум и гения и простеца. И истинный ответ на запросы человеческой души дает нам только христианство. Ибо «каждая душа по природа своей христианка», — утверждает блаж. Тертуллиан. В глубинных недрах человеческой души сокрыта вся непостижимая полнота этих слов. В них заключается идея вечной жизни, которая свидетльсвт4ует, что не все кончается здесь на земле с наступлением смерти.
Иисус Христос совершил искупительный подвиг падшего человечества на Голгофском Кресте. Наше соучастие в плодах Голгофского подвига заключается в ожидании Его славного Второго пришествия. Плодом искупительной жертвы явилась миру Божественная благодать, посредством которой совершается спасение человека. И недаром преп. Серафим Саровский целью земной жизни человека считал «стяжание благодати Духа Святого». Не нарушая свободу человеческой воли, Божественная благодать всегда «немощная врачующи и оскудевающая восполняющи», совершает спасение человека и соединяет с Богом в Вертограде Царствия Божия.

*   *   *

Отпавшее ветхозаветное человечество жило ожиданием наступления «золотого века». И особенно богоизбранный еврейский народ свою надежду о наступлении «золотого века» связывал с пришествием в мир Мессии. Но вместе с тем, идея «парусии» (т. е. пришествия) была присуща израильскому народу с древнейших времен. На развитие апостольского учения об антихристе оказали значительное влияние ветхозаветные пророчества об обожении и самообоготворении монархов. И, несомненно, «учение это создалось на основе пророчеств ветхозаветных и пророчеств самого Иисуса Христа» (7, 71). Следует упомянуть книгу пророка Даниила. Изображенная в книге личность царя Антиоха Епифана, «слишком тесно сближается с антихристом» (12, 244). Наряду с этим было и другое течение, «сложившееся в чисто сатанинскую фигуру велиара» (7, 73), которое своими корнями уходило в Вавилонскую мифологию и отразилось в иудейской эсхатологии. Сюда относятся Нероновские легенды «в форме вселения велиара в  живого Нерона. Эта легенда прочно овладела народным воображением и в первохристианстве связывалась с ожиданием конца. Следует отметить, что она не имела особой распространенности. Вся суть легенды заключалась в том, что «сам Нерон допускал, что проживет не менее 75 лет и, — по лишении трона, — будет долго править на Востоке. По кончине же тирана была молва, что он не умер и в скором времени вернется, а царь Вологез убедительно просил чтить его память. Насчет смерти Нерона ходили разные слухи и потому многи воображали себе и верили, что он жив». И уже в позденшее время (начало ІІ века) Нерон представляется антимессией. В письменных памятниках не упоминается о появлении его из царства мертвых, говоря словами блаж. Августина, не упоминается что «он воскреснет в качестве антихриста». Ожидание пришествия языческим миром носило политический характер и в своей идее не обладало особыми религиозными свойствами.
С пришествием в мир Иисуса Христа открывается новая эпоха в истории человечества. Христианство придало совершенно новый вид апокалиптической концепции языческого мира.
«Не прейдет род сей дондеже вся сия будут» (Мф. 24, 13; Мр. 13, 30; Лк. 21, 32), — говорил Спаситель. Во времена Иисуса Христа вера в близость явления Мессии и непосредственно связанного с Ним конца мира была общим достоянием всего иудейского народа. И наступление Второго пришествия ожидалось еще при жизни современного Ему поколения. Действительно, что всякий намек на Мессию и Его время «заставлял трепетно биться сердца иудеев» и побуждал их ставить вопрос, «не наступит ли конец испытаний Израиля и не пришло ли время открытия мессианского царства».

*   *   *

Фессалоника, или Солунь являлся главным городом Македонии. Такое название ему присвоил Киссандр, полководец Александра Великого. В честь своей жены Фессалоники. Во время второго миссионерского путешествия ап. Павла где-то в 50 г. была основана Фессалоникийская Церковь. Вскоре ап. Павел был вынужден удалиться из г. Солуни в связи с возникшим возмущением против него. Семя слова Божия пало на добрую почву в сердцах людей. После удаления ап. Павла на новообращенных христиан обрушилась негодование со стороны иудеев. Ап. Павел, узнав о положении дел, посылает обратно Тимофея в Солунь. От Тимофея Апостол с радостью узнал, что Фессалоникийцы остаются «крепки в вере и тверды в опасностях». Плодом этой радости является первое послание. По мнению большинства толкователей, оно написано в 53 г. во время пребывания Апостола в Коринфе. Второе послание к Фессалоникийцам было написано через несколько месяцев. В нем ап. Павел вновь повторяет слова утешения и призывает к твердости в вере. Эти послания являются первыми литературными произведениями ап. Павла. Но вместе с тем, они являются «первым произведением новозаветной богодухновенной письменности». Происхождение посланий совпадает с самым первым моментом распространения христианской веры среди языческого мира.
Приняв спасительное благовестие евангельской истины и уверовав в Иисуса Христа, фессалоникийцев особенно заинтересовало учение ап. Павла о конечных судьбах мира и человека. Действитеьлно, это животрепещущий вопрос, который изначально волнует всех людей. В связи с возникшими недоумениями среди христиан, касавшихся, главным образом, Второго пришествия Христова, послания ап. Павла к Фессалоникийцам являются ответом на вопросы о последних судьбах мира и человечества, т. е. эсхатологическими.
Следует отметить, что распространившееся мнение о непосредственном наступлении дня Господня вызвало среди фессалоникийских христиан волнение и беспокойство. Отвергнуть ложное мнение о наступлении дня Господня в настоящее время, являлось главной целью Второго послания к фессалоникийцам.

*   *   *

Благовестие христианских истин принесло свои плоды среди фессалоникийцев. Благодаря апостольской проповеди они обратились от идолопоклонства и уверовали в истинного Бога, чтобы «служить Богу живому и истинному, и ожидать с небес Сына Его» (1 Фес. 1, 9). Как отмечает еп. Феофан, Затворник «двумя чертами определяет ап. Павел цели обращенных фессалоникийцев — «работати» — дело любви, и «ждати» — дело упования». Ап. Павел здесь упоминает о важнейших христианских добродетелях: вера — в обращении, любовь — в служении, упование — в ожидании Сына Божия с небес. Кто стяжал эти добродетели Господь избавляет от «грядущего гнева». Этот гнев запечатляется в осуждении на Страшном суде. Чтобы быть оправданным в этот страшный день пришествия Христова, апостол заповедует прилепиться ко Христу верою и особенно, «гнев Божий в этот страшный день будет ужасен для неверующих в Сына Божия и на раскаянных грешников».
Одним из яснейших признаков близости кончины мира является пришествие антихриста. «Антихрист есть последний, жесточайший противник и враг Христа и Его Церкви, который всеми силами будет стараться разрушить дело Христово и вместе с тем обманно выдавать себя за Христа».
В связи с тем, что между фессалоникийцами распространились слухи о близкой кончине мира, в среде появилась «благочестивая праздность». Когда многие продавали сове имущество и предавались мысли о скором пришествии. В чаянии скорого пришествия они забывали о земле, земных интересах и обязанностях (1 Фес. 4, 11; 1 Фес. 5, 14; 2 Фес. 3, 6). Обращаясь с посланием, ап. Павел пишет: «Молим вас, братия, о пришествии Господа Иисуса Христа в нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как-бы нами (посланного), будто уже наступает день Господень» (2 Фес. 2, 1-2). Говоря о «пришествии Господа», ап. Павел подразумевает всегда Его личное прибытие с неба «для завершения своего благодатного царства царством славы и произнесением суда над противящимися истине». Он не отрицает того, что день паруси может быть близок. Но говорит, что она еще не наступила. И далее ап. Павел изображает события, предшествующие парусии. Он говорит: «Ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не открыется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2, 3). В понятии слова «отступление» толковники расходятся мнениями. Иоанн Златоуст пишет: «Отступлением он называет самого антихриста». А Лопухин считает, что «всякое восстание на Бога есть отступление. Отступление скорее мыслимо среди христиан». Проф. Прокопович под «отступлением» подразумевает «общее отступление от веры». Экумений также придерживается мнения, что «отступлением называет он удаление от Бога, само дело (а не лице).
Апостол Павел дает несколько наименований антихристу, называя его «человеком беззакония», «сыном погибели», «противником». Он явится во всем величии из скрытого состояния и, таким образом, по способу своего явления уподобится Христу. По учению Церкви, он произойдет из народа иудейского, из колена Данова. Родившись от блудной девицы, он будет тайно воспитан и потом воцарится. Некоторые склонны видеть в антихристе воплощение сатаны. Эту мысль отрицает преп. Иоанн Дамаскин. Он пишет: «Не сам диавол сделается человеком… но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действие сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем». Ап. Павел называет антихриста "человеком греха", т. е. «как бы воплощенный грех, сосредоточение всей силы и свойств греха». Впав в гордыню, он превознесется превыше всего и, облечившись в дерзость, предпочтет себя выше истинного Бога. Эта дерзость прострется до такой степени, что он дерзнет сесть в насажденной самим Богом Церкви, выдавая себя за бога. Он будет врагом не только истинного Бога, но и всех языческих богов. Как отмечает Лопухин, «это будет отрицание всякой религии». Посредством призрачных знамений многие примут его за бога. И для достижения этой цели, по словам Экумения, он «всякия спокушения употребит — делами, знамениями и чудесами».
Апостол напоминает фессалоникийцам о том, что не допускает «открыться ему». Св. Иоанн Златоуст пишет: «Одни говорят, что это благодать Св. Духа, а другие — римское государство; с этими последними я больше согласен». Этого мнения придерживаются Феодорит, Экумений и Феофилакт. Однако, блаж. Феодорит считает, что «благоугодно Богу, чтобы антихрист явился во время скончания мира». Мнение Экумения основывается на том, что, когда «по причине умножения зла в людях отступит Дух Святый, тогда беззаконный возымеет свободу открыться и выступить на среду, — мешать будет некому». Заслуживает внимание мнение св. Златоуста, что «римское государство будет разрушено антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать».
Апостол Павел свидетельствует, что нечестие, воплощением которого будет антихрист, во всей его таинственной глубине, уже находится в действии и теперь. Нечестие это пока действует разрозненно, и только в антихристе приобретет личность и форму.
Царствование антихриста будет кратковременным. Для уничтожения этого царства явится Сам Христос и «убьет духом уст Своих» (2 Фес. 2, 8). Св. Ин. Златоуст пишет: «Подобно тому, как огонь, когда только приближается, еще прежде пришествия своего приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся, так точно и Христос одним Своим повелением и пришествием убьет антихриста». Св. Иоанн Златоуст считает, что главной целью явления в мир антихриста является та цель, чтобы не дать предлог к оправданию неверующим, которые, отвергнув Бога, поклоняться ему. Тот факт, что они уверуют в ложные чудеса антихриста, им заградятся уста в своем оправдании. Ап. Павел свидетельствует, что неверующие подвергнутся вечной погибели, ибо они не приняли спасительной истины. И затем последует кончина мира, которой будет предшествовать тяжелый и мрачный период полного неверия и крайнего нечестия. Замечательно по этому поводу пишет еи. Игнатий Брянчанинов: «К концу жизни мира соблазны должны столь усилиться и расплодиться, что по причине умножения беззакония иссякнет любы многих и Сын человеческий пришед, обрящет ли веру на земле?

*   *   *

Церковь Христова с самого начала своего бытия исповедовала истину Второго пришествия Христова. Вся сущность его заключается в словах св. Кирилла Иерусалимского, который сказал: «У Господа нашего Иисуса Христа все двоякое. Двоякое рождение: одно от Бога предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие: одно тихое, как дождь на руно; другое будущее — славное. В первое пришествие Он лежал в яслях, обвитый пеленами; во второе оденется светом, яко ризою. В первое претерпел крест, во второе приидет в сопровождении воинства ангельского во славе».
Сомневаясь в судьбе умерших и именно касательно их участия в блаженстве второго пришествия, фессалоникийцы с нетерпением относились к факту замедления этого события. И ап. Павел, относительно времени пришествия Христова, говорит: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет как тать ночью» (1 Фес. 5, 1-2). Здесь он говорит христианам, что нет нужды о «временах» и «сроках», которые могут знаменовать пришествие Христово. Этот день Господень придет для людей безпечных, а не для верующих, которые ждут с нетерпением пришествия Сына Божия. И вместе с тем, пришествие Его будет нежелательным для большинства неверующих, ибо оно «лишит их земного блаженства и поставит на страшный суд». Поскольку день Господень придет как тать, то необходимо всегда бодрствовать, чтобы не быть застигнутым в расплох, подобно пяти евангельским юродивым девам, не удостоившихся встречи с Женихом. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того «день Господень так придет, как тать ночью», чтобы мы не предавались порокам, чтобы не были нерадивы, и через то не лишились награды».
Еп. Феофан Затворник внезапное явление Господне сравнивает «с внезапным набегом врагов и со всеми случаями внезапных бедствий — землетрясений, бурь». Подобно тому, как женщину муки рождения, могущие кончиться для неё смертью, застигают неожиданно, так эти безпечные, преданные земным удовольствиям люди, будут внезапно застигнуты вечной погибелью. Чтобы не подвергнуться осуждению в день пришествия Господня, христиане не должны быть беспечными, предаваться греховной жизни и как-бы жить во мраке ночи. И поэтому апостол Павел призывает оставить прежний греховный образ жизни, ибо они «просвещены светом веры и истинным познанием Бога».
Само явление сына Божия в мир будет видимым образом в той светозарной и прославленной плоти, которая обновилась при Воскресении и вознеслась на небо.
Ожидая славное Второе пришествие Господне, ап. Павел считает, что долгом христианина является бодрствование, которое должно сопровождаться трезвением. Это приготовляет душу человека к великому событию — парусии. Фессалоникийцев, обеспокоенных судьбой умерших до пришествия Господня, ап. Павел не желает оставить в неведении. И поэтому он утешает их, чтобы они не скорбели как язычники, которые смотрели на факт смерти с отчаянием. Для опасения за судьбу умерших нет никаких оснований. По этому поводу Лопухин считает: «Если мы веруем, что Иисус Христос умер и воскрес, то судьба умерших находится в верных руках. Смерть и воскресение Христа являются основой христианской надежды».
Описывая внешнюю обстановку Второго пришествия Христова, ап. Павел пишет: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвыя во Христе воскреснут прежде» (1 фес. 4, 16). Сопутствие ему ангелов будет свидетельствовать пред всем миром о Его божественном величии. Ап. Павел учит, что прежде воскреснут умершие. Те, которых застанет славное пришествие живыми, те после них изменятся и вместе с ними явятся пред престолом праведного Судии. «Весь мир после всеобщего воскресения должен предстать на суд страшного Судии Бога». После воскресения мертвых совершится всеобщий суд, когда все будут восхищены на облацех, в сретение грядущего Судии. Блаж. Феодорит об этом говорит такими словами: «Как Сам Владыка вознесся на светлом облаке, так уверовавшие в Него, как воскрешенные из мертвых, так и живые еще, носимые на облаках, сретят Судию вселенной и с Ним пребудут в бесконечные веки». Многие Отцы Церкви подтверждают эту мысль. Говоря об изменении человеческого тела после всеобщего воскресения, Авва Евагрий пишет: «Будет воскресение мертвых: мир сей прейдет, и мы восприимем духовные тела. А св. Ефрем Сирин учит: «Когда Христос придет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицем Христовым и покроет все. Потоп бывший при Ное, служил образом сего неугасимого огня».
«Итак всегда с Господом будешь» (1 Фес. 4, 17), — заключает мысль ап. Павел об участи праведников после всеобщего суда. Это общение христиан с Господом после их сретения, будет продолжаться вечно. Вся тварь подвергнется изменению. Об этом красноречиво свидетельствует св. Симеон Новый Богослов. Он пишет: «Вся тварь после того, как обновится и  сделается духовною, станет обиталищем невещественным, нетленным, неизменным и вечным». После всеобщего суда наступит для праведников благодатное Царство Христово, а грешники подвергнутся вечным мучениям в геенне огненной.

*   *   *

Поколенья, поколенья, поколенья …
Как нескончаемый золотой поток через каждого из нас проходит время, приходящее из вечности и уходящее в невозвратимую вечность. Мысль об ожидаемом явлении Христа была в первоначальном христианстве всеобщим. Человечество жило ожиданием этого времени. В доказательство того, что и ап. Павел, как и все первохристианское поколение, ожидал близкого пришествия Господа, надеялся лично дожить до него, ссылаются на его слова 1 Фес. 4, 15.  Лопухин также считает, что «ап. Павел мог надеяться быть прижизненным участником парусии. Живость ожидания Парусии ап. Павел сохранил до конца своей жизни» (Филип. 4, 5; 1 Кор. 15, 22).
Веру в близость парусии мы находим в древне-христианской письменности мужей апостольских и апологетов. В «Учении двенадцати Апостолов» говорится: «Светильники ваши да не будут погашены и чресла ваши да не будут развязаны, но будьте готовы, ибо вы не знаете часа, в который придет Господь наш». Климент Римский пишет, что как «древесный плод в короткое время достигает зрелости, так скоро и внезапно совершится воля Господа. Скоро придет, и не замедлит, и внезапно придет в храм Свой Господь и Святый, Которого вы ожидаете».
Эту мысль подтверждают и другие ранне-христианские Отцы Церкви: ап. Варнава, Ерм, Игнатий Богоносец, Иустин Философ, Ириней Лионский, Тертуллиан, Киприан и др.
Прошли века. Мы вступили в ХХІ век. В сознании людей наших дней угасла эта живая искра ожидания Второго пришествия. Отвергнув истинного Бога цивилизованный мир ХХІ века впал в идолопоклонство и с полной покорностью идолами современного мира: наука, техника, искусство, распутство и т. д. И это, на мой взгляд, одна из главнейших причин потери живой веры в Бога, в Его всеславное Пришествие. Отвергнув духовно-нравственное совершенство, человечество стало на широкий путь страстей и пороков. Ведь трудный и тернистый путь ведет в Царство Небесное. И поэтому многие пошли легким путем, ведущим в вечную погибель.
Подводя итог, можно с уверенностью констатировать, что основной идеей в благовестии ап. Павла была идея духовного возрождения, которое совершается по вере в Искупителя. Каждый верующий, наследуя плоды искупления, становится во внутреннее общение со Христом, делается уже теперь членом царства Христова. Христос, уничтожив грех, уничтожил и все его следствия, даровал верующим благодать избавления. Приобщаясь благодати спасения, христианин приобщается вечности. А вечность, по своему существу, безначальна и бесконечна.






16.10.2013                                        Прот. Василий Игнат

Немає коментарів:

Дописати коментар