пʼятницю, 6 грудня 2013 р.

Ветхозаветные пророчества и прообразы о Христе Спасителе


                             «В начале было Слово,
                             и Слово было у Бога,
                             и Слово было Бог» (Ин. 1, 1)

Предвечный Совет Живоначальной Троицы…
Сколько неведомого, таинственного для человеческого познания заключено в этих словах. По Предвечному Совету Святой Троицы Единородный Сын Божий берет на себя попечение о судьбах будущего человечества и Сам совершает «вхождение в недра тварного мира, освящая человека и возводя его со степени тварности в достоинство божественного существа». Предвечный Совет о творении человека, «по образу и подобию» (Быт. 1, 26), содержит в себе и Совет о приведении этого человека к конечной цели, то есть к его воссоединению с Богом после грехопадения. Всеведущий Бог заранее предвидел, что человек может впасть в грех. Поэтому же Совету Святой Троицы было предопределено еще прежде создания материального мира послание в мир Искупителя — Единородного Сына Божия. И идея Боговоплощения находилась в неразрывном единстве с идеей творения.
 «Бог создал человека свободным, наделив его умом и мудростию и положил перед очами его жизнь и смерть так, что если пожелает человек идти путем жизни, то будет жить вечно», — так учит нас преподобный Ефрем Сирин.
 В мире совершается трагедия — преступление единственной заповеди Божией, данной первозданным для совершенствования и богоуподобления. Имея полноту свободной воли и послушавшись голоса диавола, прародители лишились райского блаженства. Тяжёлым и страшным было наказание за преступление заповеди Божией. Но милосердный Господь не оставил первозданный людей без утешения. Бог, как Вечная Любовь, «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11), и здесь же дает обетование о пришествии в мир Избавителя: «И вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим, и между Семенем Тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его в пяту» (Быт. 3, 15). В этих словах заключается великая тайна о Семени жены. Которое сотрет главу змия. С грехопадением человека в духовно-нравственном его мире возникла потребность в спасении от греха и его последствий. После грехопадения человек лишается общения с Богом, ибо грех является преградой, отделяющей человека от Творца. Эту преграду человек не в состоянии самостоятельно преодолеть. В разрушении преграды между Творцом и человеком заключается основание Боговоплощения, то есть возникает необходимость послания в Мир Искупителя, чтобы совершить спасение падшего человека и вновь воссоединить его с Богом».
 Первое благовестие (Быт. 3, 15) о спасении падшего человека раздалось еще в раю. Когда омраченный грехом и горем человек не успел еще подумать о своем спасении, а Милосердной Господь сообщает ему, что для него еще не все потеряно, ибо Он пошлет ему Своего Единородного Сына. Который победит диавола и вновь соединит человека с Богом (Ин. 8, 44). Данное на заре истории человеческого рода, по словам Митрополита Филарета, «слово Божие о Спасителе Мира, как молния блеснуло над человечеством в первые минуты греховного омрачения».
 В Первоевангелии (Быт. 3, 15), как называют это обетование о Мессии, Бог положил начало Ветхому Завету в том смысле, что человеческий род мог спасительно веровать в грядущего Искупителя. Прародителям Бог даёт прямое указание о рождении Мессии от Жены, прообразовав тем самым Деву Марию.
 После изгнания из рая прародители имели твердую веру, что в «Семени Жены» Господь пошлет им Избавителя, Который освободит их от власти греха и диавола. Они с нетерпением ожидали это благодатное время. Адам нарек имя жене Ева, что значит «жизнь» (Быт. 3, 20). Этим Адам выразил свою веру в обетованного Спасителя, Который должен родиться от Жены. Прародители, раскаявшись в своем грехопадении, всю жизнь жили верою в грядущего Мессию. И в знамение Его пришествия было установлено жертвоприношения животных, заколение которых прообразовало собою заклание Агнца, за грехи всего мира на Голгофе.
 По мере удаления человечества от Бога развитие в нем эгоизма, страстей, пороков, идолослужения, истинная вера в Бога на земле постепенно иссякает, и Господь за нечестие людей истребляет мир потопом. Спасается только праведный Ной со своим семейством, который имел твердую и непоколебимую веру в Единого Бога. Впоследствии все Ветхозаветные патриархи и их семейства хранили истинную веру и благочестие, ожидая спасения, жили верой в грядущего Мессию.
 Вся сущность Мессианского учения заключалась в надежде на Божественное спасение падшего человека. Вся Ветхозаветная история была приготовлением ко Христу, «сенью грядущих дней». Через ветхозаветные пророчества и прообразы о Мессии Господь указывал людям путь Божьего Промысла, которым Творец в продолжении многих веков приготовлял человеческий род к принятию Мессии, поддерживая в людях живую веру в Него.
 История послепотопного человечества повествует нам о благословении Ноем Сима: «Благословен Господь Бог Симов» (Быт. 9, 26). Симу было объявлено, что особенно в его потомстве будет благословляться Бог. Этим самым указывается на рождение Христа из потомства Сима. А благословляя Иафета, Ной сказал: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». (Быт. 9, 27). В этих пророческих словах праведного Ноя заключалась великая тайна Боговоплощения Сына Божия, Его потомство по своему жестоковыйному сердцу не примет Мессию, предаст Его крестной смерти на Голгофе, а языческий мир уверует в Него как в Мессию. И тогда потомство Иафета «вселится в шатрах Симовых».
 Впоследствии Господь избирает Авраама. Он, сохраняя истинную веру в развращенном человеческом роде, становится родоначальником еврейского народа. Избранный Богом еврейский народ через всю историю человечества пронес твердую и непоколебимую веру в Единого Бога, жил чаянием и надеждой на грядущего Мессию.
 Бог открыл Аврааму, что от него произойдет многочисленный народ, как «песок земный», и имя его будет возвеличено, и благословятся о нем «все племена земные» (Быт. 12, 2-3; 13, 6). Авраам пророчески видел царское достоинство своего Божественного Потомка и, видя, возрадовался: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8, 56). Вся сущность Завета между Богом и Авраамом состояла в том, что в последующие времена перед богоизбранными патриархами еврейского народа стояла задача хранить обетование о спасении и возвещать его отпавшей части человечества. Заключая Завет с Авраамом, видимым знаком которого было обрезание, Господь говорит: «Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произыйдут от тебя» (Быт. 17, 6-7). В числе прочих обетований Аврааму являются слова Господа: «Во Исааце наречется тебе имя» (Быт. 21, 12). Обетование о Спасителе было дано и патриарху Исааку: «Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся о семени твоем все народы земные» (Быт. 26, 4). Впоследствии обетование о Мессии было дано патриарху Иакову: «И будет потомство твое, как песок земный, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28, 14). Патриарх Иаков, благословляя Иуду, дал ему первенство между братьями, обещал ему победоносную борьбу с врагами и царское достоинство: «Не отойдет скиптер от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10). В пророческом благословении Иуды заключается таинственный смысл. Впоследствии колено Иуды имело царское достоинство среди двенадцати израильских колен до времени пришествия в мир Мессии. В Иуде праведный Иаков видел драгоценный сосуд, из чресл которого произойдет Мессия. По словам Митрополита Филарета обетование, данное Богом ветхозаветным патриархам о Мессии, «возбуждало веру и обильно вселяло в сердце хотя и глубоко еще сокровенную силу Христову».
* * *
 После первого благовестия о «Семени Жены» (Быт. 3, 15) людям была открыта велика тайна спасения человечества от «греха, проклятия и смерти». Так как первоначальный союз взаимной любви между Богом и человеком был расторгнут, грехопадение повлекло за собой тяжелые последствия. Духовное око человека не было вполне чисто для разумения и познания Божественных истин. Помраченный грехом человеческий ум не в силе был познать и уразуметь истину Божественного Откровения и Бог, снисходя к чувственным понятиям человека, изображал перед ним тайну Боговоплощения не только в пророческом слове, но и в более ясной и живой картине прообразований.
 Адам — прообраз Иисуса Христа. Он прообразует собой Христа в значении своего имени, в своем отношении к миру как владыка мира, в качестве Главы рода человеческого.
 Прообразом Христа был Авель. Авель принес бескровную жертву Богу и сделался жертвою, ибо «верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его» (Евр. 11, 4). Он воспринял мученическую смерть (Быт. 4, 8), подобно Христу на Голгофе.
 История жизни Ноя имеет мессианско-прообразовательное значение. Его имя, по переводу семидесяти толковников, обозначает «упокоитель». Потоп явился прообразом первого благодатного и второго славного пришествия Христова.
 Благословение Сима имело великую тайну домостроительства, что Христос приимет плоть от потомков Сима.
 Прообразом Христа является таинственный Мелхиседек, царь Салимский. Этот царь был вместе и священником Бога Вышнего. Мелхиседек, выходя навстречу Аврааму, вынес хлеб и вино. Самое имя «Мелхиседек» значит «царь правды», а как царь «Салима» — он же и царь мира (Евр. 7, 2). В таинственном смысле хлеба и вина Мелхиседека некоторые отцы Церкви видят образ Таинства Тела и Крови Христовой.
 Богоявление Аврааму у дуба Мамврийского (Быт. 18, 1-2) является прообразом Святой Троицы. Но по толкованию отцов церкви Аврааму явился Сам Иисус Христос с двумя ангелами.
 Рождением Исаака было прообразовано Рождество Христово. Исаак был единственным наследником обетований в доме Авраама. Принесенный в жертву Исаак прообразует пострадавшего за нас и воскресшего Сына Божия. Исаак нес на себе дрова для жертвоприношения. Христос нес орудие Своей смерти — крест. Исаак исходит из дома отца к месту, назначенному Богом для жертвоприношения, Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать вне его.
 Тридневное Воскресение Христа предуказывалось тем, что Сарра увидела Исаака живым на третий день. По словам Иоанна Златоуста: «Я вижу здесь предваряющую тень всего совершенного Христом дела нашего спасения».
 Пребывание Иосифа в Египте прообразует страдания Иисуса Христа от язычников, которые Он переносил в продолжении всей земной жизни.
 Иаков, благословляя Иуду, прообразовательно говорил о Христе (Чис. 24, 17).
 Во время странствования израильского народа в пустыне, когда в наказание за грехи Господь послал на народ ядовитых змей, от которых умерло множество народа (Числ. 21, 6). По повеление Божию Моисей сделал «медного змия и выставил его на знамя, и когда змий ужалил человека, он, взглянув на медного змия, оставался жив». (Числ. 21, 9). Прообразовательное значение медного змия выражено в беседе Христа с Никодимом. В беседе Господь открыл глубокие тайны спасения человечества через страдания, крестную смерть, воскресение и вознесение на небо Сына Божия. «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому». (Ин. 3, 14).
 Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита имеет прообразовательное значение Воскресения Христа. Об этом сказал Сам Спаситель в беседе с книжниками и фарисеями: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 13, 40).
 Во время выхода евреев из египетского рабства Богом был установлен праздник Пасхи. Вкушение Пасхального агнца всеми членами семьи изображало собой единение верующих с Богом через жертвенную трапезу, как в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии есть средство общения с Христом. Подобно тому, как кровь Пасхального Агнца спасла от истребления еврейский первенцев, так все человечество избавлено «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена». (1 Петр. 1, 19-20). Пасхальный Агнец прообразовательно указывал на Новозаветную Пасху — на искупительные страдания Христа.
* * *
 Когда в богоизбранном еврейском народе происходило падение нравственности, Господь посылал им пророков. Пророки явились достойными хранителями истинной веры, бичевали недостатки людей, их падения, призывая всех к покаянию. Через пророчества, то есть Божественные Откровение людям о будущих событиях, они открывали тайну Боговоплощения.
 Впоследствии через пророка Нафана Господь предсказывает происхождение Мессии из дома Давидова: «Когда же исполнятся дни твои. И ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построил дом имени Моему, и я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом и он будет Мне сыном» (2 Цар. 7, 12-14).
 Пророк Исаия был хранителем истинной веры во единого Бога. В пророчествах он предсказывал народу пришествие Мессии в полном смысле слова. Он назван отцами Церкви ветхозаветным Евангелистом. За семь веков он провидел день, когда «произойдет Отрасль от корня Иессеева и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11, 1). Провидя Духом Святым, пророк Исаия предсказывал рождение Мессии от Девы: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).
 Пророк и Псалмопевец Давид говорит о Мессии как о Царе, Который поставлен в Сионе. Давид называет Мессию Сыном Божиим (Пс. 2, 7-12).
 Пророк Михей точно предсказывает место рождения ожидаемого Мессии: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).
 Перед пришествием в мир Мессии Бог посылает Иоанна Предтечу. Об этом предсказывал пророк Малахия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3, 1). Псалмопевец Давид говорит о принесении даров восточными мудрецами Богомладенцу Христу: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс. 71, 10).
 Пророк Иеремия предсказывал о избиении младенцев: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31, 15).
 О бегстве в Египет Праведного Семейства предсказывал пророк Осия: «Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11, 1). Пророк Михей, говоря о происхождении Мессии «прежде всех веков» (Мих. 11, 17), говорил о Нем как о Пастыреначальнике человеческого рода: «он будет великим до краев земли» (Мих. 4, 4).
 Достигши совершенного возраста, Христос выйдет на общественную проповедь в Галилее: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме. Увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 1-2). Он будет совершать чудеса: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо прольются воды в пустыне, и в степи — потоки» (Ис. 35, 5-6). Но, несмотря на все Его заслуги, учение Его многие не примут: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6, 9-10).
 Он будет кротким и смиренным, «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42, 2-4).
 Мессия придет в Иерусалимский храм (Мал. 4, 5). Он войдет в Иерусалим на жребяти: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9; Пс. 117, 26).
 Согласно пророчеству Даниила, Вечная Правда должна была покрыть все преступления, запечатать все грехи, загладить все беззакония и очистить все неправды. Явление этой правды пророк Даниил сопоставляет с помазанием Святого Святых, и оправдание вечное должно произойти от Святого Святых — Христа (Дан. 9, 24-27).
 В мир придет Истина, но люди, ходящие во тьме, не примут Её. Один из учеников предаст Его в руки книжников и фарисеев. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40, 10), которые и распнут Его на Голгофе.
 Ученик Его продаст за тридцать сребренников: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» (Зах. 11, 12).
 Против Того, Кто придет спасти грешный человеческий род, соберется совет беззаконных старейшин: «зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2, 1-2). Соберется совет ложных свидетелей: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают Меня» (Пс. 34, 11). «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от наруганий и оплевания» (Ис. 50, 6). «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53, 7).
Голгофская жертва…
Совершается искупительный подвиг Сына Божия за грехи человеческого рода. В этом подвиге проявлена величайшая любовь Творца к падшему человечеству.
 Он приимет крестную смерть: «Жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор. 28, 66), между двумя разбойниками «за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53, 12) перед Отцом Небесным. Позорной смерти предают Его: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище, делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21, 17-19).
 Страдания и смерть Он принимает на Себя за грехи всего мира: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). В этот день крестных страданий: «произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Ам. 8, 9).
 Пророк Давид предсказывал о воскресении Христовом: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс. 15, 10).
* * *
 Бог всегда заботился о падшем человеке. От того времени как люди потеряли союз с Богом прошло долгое время, когда на земле родился обещанный Мессия. Человеку было дано время, чтобы он смог испытать весь вред своеволия и последовавший грех. Бог дал человеку время испытать свое бессилие в борьбе с грехом, чтобы человек всей душой пожелал помощи Божией, и самое главное, чтобы не была нарушена человеческая свобода.
 Тяжелой была жизнь для человека вдали от Бога. Это была не жизнь, а призрак жизни, или смерть. Люди на опыте познали, что «зло и горько оставлять Бога».
 Когда зло в роде человеческом дошло до крайней степени. Когда люди испытали свое бессилие для добра, все почувствовали нужду в Искупителе от «греха, проклятия и смерти». Еврейский народ на протяжении всей ветхозаветной истории пронес в своем сердце веру во Единого Бога, ожидая Искупителя. Но пришедшего Мессию не принял богоизбранный еврейский народ. Лучшие умы в языческом мире сознавали необходимость сверхъестественной помощи, чтобы была сброшена «пелена с человеческих глаз». Языческие обряды неудовлетворяли религиозное чувство язычника, и наряду с храмами идолов они построили жертвенник с красноречивой надписью «Неведомому Богу» (Деян 17, 23).
 Прошли века. Завершилась «полнота времени», и исполнилось долгожданное чаяние всего ветхозаветного мира. Бог пришел в мир на землю, чтобы спасти человеческий род и «разрушить дела диавола». Не только старец Симеон, «чающий утешения Израилева», приняв во объятия Божественного Младенца, мог спокойно и радостно войти в открывающиеся перед ним врата вечности. Пришел в мир Тот, Кто был предметом напряженных и томительных ожиданий лучших представителей языческого мира, воссиял свет и «к просвещению язычников» (Лк. 2, 32).
 В Вифлеемской пещере глубокой ночью среди тьмы неверия родился Тот Божественный Младенец, о Котором предвозвещали ветхозаветные праведники, патриархи, пророки. Пречистая Матерь спеленала Его и положила в ясли, потому что не оказалось места в гостинице. Кротким и смиренным пастухам Ангел Господень возвестил великую радость о рождении обетованного Мессии Христа: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 10-14).

        06.12.13                     прот. Василий Игнат

Иконы ветхозаветных праведников








Немає коментарів:

Дописати коментар