«Научитеся от Мене, яко кроток есмь
и смирен сердцем: и обрящете
покой душам вашым» (Мф. 11, 29)
и смирен сердцем: и обрящете
покой душам вашым» (Мф. 11, 29)
«Так говорит Господь:
остановитесь
на путях ваших и расспросите
о
путях древних, где путь
добрый,
и идите по нему, и найдете
покой душам вашим»
(Иер. 6, 16)
Бог создал человека свободным, почтил его умом и мудростию и положил перед очами его жизнь и смерть, так что если пожелает человек по свободе идти путем жизни. То будет жить вечно, — так учит нас один из отцов Церкви Христовой преподобный Ефрем Сирин. Именно по свободной воле каждый человек избирает свой жизненный путь. Один из русских писателей пишет: «Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути». О двух путях учат нас и Святые Отцы Церкви. В частности, Василий Великий пишет: «Два пути есть, один другому противоположные, — путь широкий и пространный и путь тесный и скорбный. Два также путеводителя, и каждый из них старается обратить к себе. На пути гладком и покатном путеводитель обманчив — это лукавый демон, и он посредством удовольствий увлекает следующих за ним в вечную погибель, а на пути негладком и крутом путеводитель — добрый Ангел, и он через многотрудность добродетели ведет следующих за ним к блаженному концу».
Путь
христианской жизни есть путь тернистый и нелегкий. На этом пути христианин
призван к совершенствованию и к уподоблению своему Творцу. И в награду тем, кто
будет идти узким путем, Господь обещает наследование вечного блаженства в
Царстве Небесном.
Целью
христианской жизни является спасение от «первородного греха, проклятия и
смерти» (и блаженство в обителях Отца Небесного). Чтобы утвердиться в надежде
на спасение, нам недостаточно одной молитвы; к молитве мы должны присоединят
ещё собственный подвиг в приобретении христианских добродетелей для достижения
блаженства.
Среди
христианских добродетелей самыми важными являются любовь, кротость и смирение.
«Научитеся
от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф.
11, 29) — так говорит Спаситель своим последователям. О необходимости
приобретения кротости и смирения святой Антоний Великий учит: «Многие получили
спасение без прорицаний и осязаний, без знамений и чудес, но без смирения и
кротости никто не внидет в Небесный Чертог».
Что же
такое кротость и смирение?
По учению
Церкви, «кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью,
чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться» (Прав. катих. стр. 76). Кротость
христианина особенно проявляется в терпеливом перенесении им обид, причиняемых
другими. Это не природная слабость характера, не пренебрежение своими законными
правами, не трусость, но свойство именно противоположное гневу, злобе, превозношению
и мстительности. Кроткий переносит обиды с истинным терпением, не волнуясь даже
в глубине своей души, потому что он чувствует в себе силу духа, возносящегося
над мелочностью причин, способных изменить внутреннюю жизнь человека. В глазах
кроткого обидчик заслуживает не мести, а, напротив, самого глубокого сожаления
и сочувствия к себе.
Чтобы
достигнуть кротости, необходимо осознать свою духовною бедность, в раскаянии
оплакивать свои грехи и осудить себя за нравственные недостатки. Не обвиняя других
в своих грехах, христианин все неудачи в своей жизни должен объяснять своим несовершенством,
тогда он становится кротким, делая шаг по пути ко спасению. Кротость
христианина всегда выражается во всех его действиях как в отношении к Богу, так
и в отношении к ближним.
Св. Василий
Великий пишет: «Кротость есть величайшая из добродетелей». По учению того же
святителя, «укротившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого
мятежа, — они называются кроткими».
«Блаженни
кротции, яко тии наследят землю» (Мф. 5, 5) — говорит Господь наш Иисус
Христос. Святые отцы под наградой «наследят землю» учат, что это и есть
желанное блаженство для христианина в Царстве Небесном. Св. Василий великий
прямо говорит: «Земля сия, Небесный Иерусалим, она предоставлена в наследие
долготерпеливым и кротким». Ещё Псалмопевец Давид восклицал: «А кроткие
наследуют землю, насладятся множеством мира» (Пс. 36, 11). Истинно кроткий в
отношении к Богу бывает кроток и в обращении с ближними.
Столь же
важным и необходимым для христианина является и смирение — добродетель,
подобная кротости.
«Блаженни
нищии духом: яко тех есть царствие Небесное» (Мф. 5, 3). Что значит «нищии
духом»? Св. Иоанн Златоуст говорит: «Смиренные и сокрушенные помыслом. Как
гордость — начало всякого нечестия, так и смирение есть начало всякого
благочестия».
По учению
Церкви «смирение осознание человеком своей малости, греховности, несовершенства,
нищеты духовной и недостоинства». (Прав. катих. Стр. 75).Смирение имеет великое
значение в правильном духовном возрастании христианина. Оно имеет силу
возводить человека к духовному совершенству, освобождая его от рабства греху.
Приобретая смирение, человек вступает на путь духовного совершенствования и с
помощью Божией успешно истребляет в себе всё нечистое, греховное, порочное.
Апостол
Иаков призывает нас: «Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас» (Иак. 4, 10).
Преп. Ефрем
Сирин учит: «Почитать себя паче хорошего пред Богом, никого не хулить и не
находить на земле человека, который был бы гнуснее или грешнее его самого, никого
никогда не осуждать, быть в подчинении и гнушаться своей волею, иметь взор, поникнутый
всегда в землю, иметь перед глазами смерть свою. Таковы признаки истинного
смирения; и блажен, кто имеет их». С. Иоанн Лествичник говорит: «Признаки смирения
— радостное перенесение уничижений. Ибо гордость — это свойственный узел. Который
увязывает все грехи, а смирение — острый меч, который их отсекает». По учению
святых отцов, добродетель смирения лежит во главе угла нашего спасения. Об этом
учит нас и св. Амвросий Медиоланский: «Смирение — то же для жизни христианской,
что фундамент для здания. Оно необходимо для благочестия, как корень для
растения. Без смирения никто не войдет в Царство Небесное». Наш отечественный
святитель и подвижник Феофан затворник говорит: «Смирение — залог полного
духовно-нравственного развития человеческой личности». Кто имеет смирение, тот
имеет и скромность, которая украшает человека. Авва Дорофей сравнивает
смиренного человека с «налитым колосом, который под тяжестью зерна нагибается
вниз», и наоборот, «не имеющий смирения подобен пустому колосу, стоящему
прямо». Св. Иоанн Лествичник поучает: «Без смирения никто не войдет в царство
Небесное, хотя человек и будет добродетелен». Филарет Митрополит Московский
говорит: Смирение есть соль добродетелей. Как соль придает пище вкус, так
смирение сообщает добродетелям совершенство. Без соли пища удобно повреждается:
без смирения добродетель удобно растлевается гордостью, тщеславием, нетерпеливостью
и погибает».
Чтобы
достигнуть желанного нам блаженства, необходимо стяжать эту великую добродетель
смирения. Преп. Авва Дорофей говорит: «Бесчестия и укоризны суть лекарства для
гордой души, поэтому, когда смиряют себя извне, смири внутренне себя, т. е.
приготовь, воспитай свою душу». Святые отцы учат, что стяжание добродетели
смиренномудрия необходимо для достижения блаженства. Преп. Макарий Великий
учит: «Если не будут украшать нас смиренномудрие. Простота и благость, то
никакой не принесет нас пользы молитвенная наружность». И св. Иоанн Лествичник
дает нас наставление — «как воду жизни пей поругание от всякого человека».
Когда Антоний Великий видел распростертыми на земле все сети диавола, то,
вздохнув, спросил Бога: «Кто же избегает их?» Тогда ответил ему Господь:
«Смирение избегает их», — и здесь же добавил: «Они даже не прикасаются к нему».
* * *
На всех
ступенях развития общества добродетели всегда присущи человеку, ибо человек —
венец творения Божия, созданный по образу и по подобию Бога. Хотя в Ветхом Завете
нравственное состояние человечества было низким, но особые, избранные Богом
люди хранили чистоту веры, вели жизнь благочестивую, достойную подражания и для
нас. И среди ветхозаветных праведников достойное место принадлежит Ною,
Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Давиду, Исаии, Иеремии, Иову. Они старались
исполнять заповеди Божии, за что Господь неоднократно открывал им Свою Божественную
волю. Им были присущи добродетели кротости и смирения.
Господь
особенно любит кротких и ущедряет их благами. «Ибо все это соделала рука Моя, и
все сие было, говорит Господь. А пот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного
духом на трепещущего пред словом Моим» (Исаия 66, 2). Так Господь воззрел на
Моисея и сделал его вождём избранного народа Божия за то, что Моисей был
«кроток паче всех человек, сущих на земле» (Числ. 18, 13). Так воззрел Господь
и на кроткого Давида и даровал ему царство, покорил ему множество народов,
удостоил его чести нарицаться отцом воплотившегося от племени его Спасителя
мира Иисуса Христа.
Величайший
пример смирения мы видим в патриарха Авраама. Тяжёлую ночь провел он, получив
откровение от Бога о жертвоприношении своего единственного любимого сына. Но
сила веры и послушание воле Божией восторжествовали над всеми отцовскими
чувствами любви к любимому единственному сыну Исааку. Со смирением, повинуясь
воле Божией, Авраам воспринимает повеление Бога. Его озарила мысль, что Бог,
чудесно даровавший жизнь Исааку от престарелых родителей, «силен из мертвых его
воздвигнуть» (Евр. 11, 19).
Пример
великого смирения мы видим у праведного Иова. Ибо и после безвинной потери
всего имения и детей он благословляет Бога, прославляя Его, и в невыносимой
болезни на гноище не соглашается роптать, как говорит ему жена: «Рцы глагол
некий ко Господу и умри».
Пример
кротости и смирения мы видим у пророка Исаии. По повелению Господа он три года
ходит наг и бог, предсказывая грядущие бедствия египтянам и эфиоплянам, когда
царь ассирийский отведёт их в плен нагими и босыми (Исаия, гл. 20).
Величайший
пример кротости и смирения являет нам и Пресвятая Богородица Дева. В земной
жизни Она не искала себе подобающего Ей места, славы и чести, оставаясь как бы
в тени, незаметной и безгласной. Её житие — величайший пример для назирания в
добродетели. «Се раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему» (Лук. 1, 38), — так
говорит Она Архангелу Гавриилу, когда Ей было возвещено о великом и славном
рождении от Неё Искупителя мира — Иисуса Христа.
Перед
пришествием в мир Спасителя был послан от Бога Иоанн Предтеча, чтобы уготовать
Ему путь. Удалившись в пустыню, он питался акридами и диким мёдом, со смирением
переносил и зной и холод. Своей проповедью Иоанн Креститель призывает иудеев к
покаянию — исповедовать свои грехи. Переменить жизнь порочную на жизнь чистую,
чтобы быть достойными войти в Царство Миссии, ибо Он уже явился устроить царство
Божие. Сам он считал себя недостойным «развязать ремень у ног» Спасителя. Иоанн
Креститель был одним из самых больших пророков, «рождённый женами», во время
пришествия в мир Иисуса Христа. Обличая невежество нечестивого царя, он принял
мученическую кончину. Преп. Ефрем Сирин говорит: «Драконы, аспиды и змии
трепетали Иоанна в пустыне, а Иродиада обезглавила его во время вечери».
Иоанн
Предтеча — вестник, приготовлявший иудеев к принятию Мессии, своей благочестивой
жизнью является для нас ярким примером стяжания христианских добродетелей
кротости и смирения.
* * *
Наконец
исполнилось долгожданное чаяние народов и на земле родился Тот, Который «…
будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил себя
Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как
человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филипп.
2, 6-8). Ещё пророк Исаия, провидя духом по откровению Божию, предвозвещал о
будущем мессии: «… не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать
его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит»
(Исаия 42, 2-4).
Сын Божий
нисходит к грешному человечеству на землю, рождается по естеству человеческому
непорочно, причем не в царских палатах. А в убогой Вифлеемской пещере. Творец
мира нисходит на землю и «не имеет места, где главу приклонити».
Он
рождается ночью, когда город был погружен в глубокий сон. Не спали только пастухи
«труждающиеся и обремененные», которые стерегли вверенное им стадо. Весть о
рождении Спасителя мира первыми не удостоились узнать иудейские старейшины,
книжники и фарисеи, эти «слепые вожди». А кротким и смиренным пастухам Ангел возвестил
великую радость о рождении Искупителя мира Иисуса Христа. Посланный от Бога
долгожданный мессия, пришедший искупить человеческий род от греха и смерти, был
смирен и кроток сердцем. Вся земная жизнь Спасителя с момента Боговоплощения и
Его крестная смерть — образец совершенного смирения и кротости, запечатленный
на страницах Священного Евангелия. Будучи безгрешным и святым, Он добровольно
предается в руки беззаконных злодеев и убийц на позорную смерть ради нашего
спасения. И, как говорит пророк Исаия: «Яко Агнец безгласен пред стрегущими ведется
на заколение».
Голгофская
жертва…
Совершается
искупительный подвиг о грешном человеческом роде. В этом подвиге проявлена
величайшая любовь к человечеству Самого Бога. Здесь пример величайшей кротости
и смирения Спасителя. Что может быть выше, чем любовь ко врагам? И Христос,
распятый на кресте за грехи всего человечества, молит Небесного Отца: «Господи,
не постави им греха сего». Вот пример величайшей любви, кротости и смирения!
Этот величайший крестный подвиг жертвенного смирения Иисус Христос совершил,
чтобы восстановить утерянный союз между человеком и Богом и спасти человечество
от греха и вечной смерти.
* * *
Христианским добродетелям учат нас и последователи Христа. По зову
Христа следовали за Ним апостолы, оставляя своих близких и родных, оставляли
свое земное богатство и славу, приобретая вечное блаженство. Святые апостолы,
будучи смиренными и кроткими, весь мир просветили светом Евангельского учения.
Архидиакон
Стефан, имея христианские добродетели кротости и смирения, первым удостоился
принять мученическую кончину за имя Христово. Побиваемый камнями, он молился о
своих врагах: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).
Апостол
Павел называл себя «извергом». Он считал себя недостойным носить звания
апостола. А апостол Петр по своей кротости и смирению в память того, что трижды
отрекся от Христа, просит распинателей распять его вниз головою.
Первые века
христианства… Это эпоха самого жестокого гонения на христиан. Число мучеников,
которые пострадали за имя Христово, очень велико. Стоит только вспомнить
мученическую кончину двадцати тысяч Никодимских мучеников. С кротостью и смирением
за имя христово переносили мучения и принимали смерть и дети, ибо «из уст младенец
и ссущих свершил еси хвалу». И среди них уместно упомянуть мучениц Веру, Надежду,
Любовь и матерь их Софию. Девять, десять, двенадцать лет возраста! Это только
начало жизни, а нечестивые гонители безжалостно предают тягчайшим истязаниям, мукам
и смерти невинных детей.
Почти три
столетия продолжалось это жестокое гонение на христиан во время правления
римских императоров от Нерона до Диоклитиана. Когда прекратились гонения на Церковь
Христову со стороны язычников, появились внутренние враги — еретики: Арий,
Македоний, Несторий, Евномий и другие. Для разоблачения этих лжеучителей и для
борьбы с ними стали созываться Вселенские соборы, на которых архипастыри церкви
утверждали основные истины христианской веры, догматы и каноны. На соборах участвовали
великие светильники Церкви Христовой: св. Николай, архиепископ Мир-Ликийский,
св. Афанасий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский и другие.
Своей кротостью и смирением они побеждали и разоблачали еретиков, сохраняя невредимой
веру христианскую.
Примером
кротости и смирения служит для нас св. Василий Великий, архиепископ Кесарии
Коппадокийской, который вёл борьбу против различных ересей. Царский епарх
Модест восставал против св. Василия и, призвав его к себе, то увещал, то грозил
смертью. Но святитель твёрдо защищал веру христианскую и на увещания Модеста сказал:
«Мы (епископы) кротки и смиренны, но когда кто хочет отнять у нас Бога и правду
Его, тогда мы не смотрим ни на кого».
Однажды
преп. Макария Великого встретил диавол в виде человека с серпом в руке и хотел
им ударить Преподобного. Но сила Божия удержала его. Тогда диавол воскликнул:
«Макарий! Много бед терплю я стараясь превзойти тебя. Я делаю всё то же, что и
ты; ты постишься — я совсем не ем, ты бодрствуешь — я никогда не сплю… Одним же
только меня превосходишь!» — «Чем же?» — спросил его Макарий. А диавол ответил:
«Смирением», — и тотчас исчез. И Иоанн Лествичник так и говорит: «Смирение —
единственная добродетель, неподражаемая для демонов».
Преподобный
Сергий Радонежский, будучи игуменом обители, был слугой для младшей братии
своей. Обращаясь к братии, он говорил: «Не скорбите, братие, но уразумевайте о
всем волю Божию; всех молю: внимайте себе, имейте страх Божий и чистоту душевную,
и любовь нелицемерную; к сим и страннолюбие, и смирение, и пост, и молитву.
Пищу и питие в меру; чести и славы не любите, паче всего бойтеся и поминайте
час смертный и второе пришествие». Чрез всю свою жизнь он исполнил это
завещание, будучи кротким и смиренным. Воистину это был светильник, горящий любовью
к Богу и освещающий к Нему путь светом истинного учения.
Горящий
светоч Русской земли начала ХІХ века Серафим Саровский через всю свою жизнь
пронес и явился примером этих величайших христианских добродетелей — кротости и
смирения.
* * *
Без
христианского смирения и кротости нет ни настоящей добродетели, ни
духовно-нравственной жизни. Без этих добродетелей нам невозможно достичь
желанного спасения и вечного блаженства в обителях Отца Небесного. Только
истинно кроткие и смиренные получают от Господа помощь в христианском подвиге,
милость и спасение. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч.
3, 34) — учит праведный Соломон.
Весь смысл
христианской жизни заключается в нашей надежде на спасение и вечное блаженство.
А преп. Серафим Саровский учит: «Истинная цель нашей жизни есть стяжание Духа
Святого». По его учению, христианские добродетели являются главными средствами
для стяжания Святого Духа.
Господь,
как чадолюбивый Отец, обращается к нам: «Сыне, дай мне твое сердце» (Притч. 23,
27). Сердце христианина, исполненное благодатью Святого Духа, является
источником неизреченного милосердия, любви, кротости и смирения.
Из сердца
исходят все наши мысли. Поэтому и Христос говорит нам: «… Научитеся от Мене,
яко кроток есть и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф. 11, 29).
Мы должны очистить свои сердца от греховных страстей и пороков, подражая Самому
Христу, научиться от Него кротости и смирению. Господь говорит: «Истинно говорю
вам; кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в Него». (Мк. 10,
15). Ребёнок это образ возрожденного в Небесное Царство. Нужно похоронить себя
прежнего и греховного, возродиться к новой жизни духа, как ребенку. Нужно стать
ребенком по душе и усвоить его свойства: чистоту сердца, незлобие, смирение,
простоту, целомудрие, всепрощение.
Этими путями
нам нужно достигать совершенства, чтобы ощутить в себе Божественную благодать.
Нам необходимо пропропустить сквозь призму своего сердца жизнь, и тогда мы
ощутим эту Божественную силу, подобно тому, как по молитве преп. Серафима
Саровского ощутил её Мотовилов, и она станет ценнейшим достоянием нашей души.
Господь ищет смиренных и кротких сердцем и открывает им тот Божественный духовный
мир, которого ищет каждая душа и который увеселяет и наполняет сердце человека.
Если это верующий человек, то душа его в изобилии наполнена этой Божественной
благодатью. Если человек неверующий, который не исполняет заповеди Божии, то
душа его как в темнице томится и ищет счастья, мира, покоя в суетной земной
жизни, где его нет; тогда эта душа сетует и плачет — сама того не сознавая — о
том, что лишена озаряющего Божественного света и благодати. Каждая душа ищет
Божественной радости и благодати. И только «чистые сердцем» исполнены
Божественной благодати. Только достигнув совершенства, украсив свою душу
христианскими добродетелями, человек ещё здесь, на земле, может найти «покой
души». Мы должны следовать путями истинными, путями великих христианских добродетелей
кротости и смирения, и тогда мы ясно услышим в своем сердце всегда зовущий нас
голос Небесного Отца: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз
упокою вас». (Мф. 11, 29). Уповая на милость Божию, по ходатайству святых нам,
христианам, необходимо стяжать эти высокие христианские добродетели — кротость
и смирение, и они возведут нас в вечное Небесное Царство.
24.08.2013 Прот. Василій Ігнат
24.08.2013 Прот. Василій Ігнат
На фото: найвища вершина Іршавщини - гора Кук.
Автор - Василь Ловска
Немає коментарів:
Дописати коментар