Страницы
истории
Как Сталин ливанского патриарха отблагодарил
Сразу после
войны митрополиту гор ливанских Илии была присуждена Сталинская премия. Вождь
пригласил Илию в Москву.
За что был
удостоен этой высокой чести православный монах, живший далеко от «театра
военных действий» и даже никогда до этого в Советский Союз не приезжавший?
Во Владимирском
соборе Санкт-Петербурга находится очень почитаемая чудотворная икона
Казанской Божией Матери. Всякий человек, зашедший храм, разглядит на ней небольшой
венчик на окладе. Им украсил икону человек удивительной судьбы митрополит Антиохийского
Патриархата Илия (Караме) в знак благодарности за спасение России в Великую
Отечественную. Факт этот почти неизвестен.
...Июнь 1941 года.
Только прозвучали по радио слова обращения Антиохийского Патриархата Александра
III к христианам всего мира помочь России.
Немного было в
ту пору у нашей страны друзей. Митрополит Илия спускается в темное каменное
подземелье, встает на колени перед иконой Богородицы и молится. Час, три
часа, ночь, сутки, двое суток… Он не вкушает пищи, не спит, он стоит на затекших
коленях и возносит молитвы о спасении страны, в которой никогда не был. И
вот через несколько дней в огненном столпе является Божия Матерь и объявляет,
что ему выпало принять Божье определение для спасения России. Для этого надлежало
открыть по всей стране храмы, монастыри, закрытые богоборческой властью.
Надлежало вернуть из тюрем священников и начать богослужения в церквах. Открыть
семинарии. Особое место в откровении уделено было Казанской иконе, она всегда
делила с русским "народом скорби его и лишения.
Митрополиту
Илии было открыто, что икону Казанской Божией Матери надо обнести крестным ходом
вокруг города на Неве, и враг не ступит на святую землю его. Перед ней, Казанской,
благословлялось отслужить молебен в Москве, в Сталинграде, идти с войсками до
границ России. Илия принял и еще одно благословение: все, открытое ему,
передать Сталину, а после войны приехать в Россию и рассказать обо всем, что
с ним произошло.
Православный монах
смиренно выполняет открытую ему волю. И вот в уплотненном до предела распорядке
дня Сталина появляется запись о встрече с представителями Русской Православной Церкви.
Приглашены были двое: митрополит Ленинградский Алексий (Симанский, будущий патриарх)
и местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский).
...Помню, когда
несколько лет назад мне попалось на глаза сообщение, что во время войны у нас
в стране было открыто двадцать тысяч храмов, я подумала: почему вождь всех народов
пошел на такой шаг?
И вот что
рассказала мне заведующая архивными фондами Великой Отечественной войны Софья
Викторовна Сапунова: «Да, Сталин внимательно отнёсся ко всему, что было передано
митрополитом Илией. Есть телефонограммы, стенографические записи бесед, встреч
с православными архиереями. Сталин не отмахнулся. Он прислушался».
Есть
свидетельства и о том, что сам Сталин молился перед иконой Божией Матери. Он
подолгу беседовал с маршалом Борисом Михайловичем Шапошниковым, бывшим
царским генералом, не скрывавшим своих православных убеждений. Именно
Шапошников посоветовал ему одеть войска в старую форму царской армии с
погонами и именно Шапошников рекомендовал Сталину назначить начальником Генштаба
А.В. Василевского, отец которого был священником.
...Ленинград в
плотном кольце блокады. Голод, отсутствие воды, кромешная тьма, непрерывные
обстрелы, бомбежки. Из Владимирского собора голодные люди выносят Казанскую
икону и идут с ней на подкашивающихся ногах крестным ходом вокруг города...
Это шествие помнят многие блокадники. Как тут не привести слова святителя
Митрофана, сказанные Петру I о том, что город святого апостола Петра избран
самой Богородицей. И пока Казанская ее икона в городе, никакому врагу город
не взять.
После прорыва
Ленинградской блокады Казанская икона начинает свое шествие по воюющей
России. Первый молебен при большом стечении народа состоялся в Москве.
Мой отец
воевал, он прошел Курскую дугу и Орел, закончил войну в Берлине. И под Москвой
воевал. С детства усвоив его рассказы о том, как это было, знаю, что цену за победу
мы заплатили немалую. Но сейчас речь о том, что во все века на Руси был подвиг
ратный и подвиг молитвенный. Ослабя и Пересвет — подвиг ратный. Сергии Радонежский
— подвиг молитвенный. Дмитрий Пожарский — подвиг ратный. Патриарх Гермоген —
подвиг молитвенный. Стоя на коленях в Троицком соборе своей обители, Сергий Радонежский
молился об изгнании «поганых», он прозревал духовным зрением тех, кто в минуту
его молитвы голову клал за свое Отечество. Он называл имена страдальцев, и
тут же братия служила по ним панихиду. А Пересвет гнал своего коня в полчища гикающих
татар... Так кто заслужил больше милостей и почета? Бессмысленность ответа
очевидна. Между ними было то самое единение, которое и сделало возможной
победу над татарским игом.
Илия молился на
коленях в темной пещере далеких Ливанских гор, а маршал Жуков перед боем
благословлял солдат достойно умереть за Отечество и подальше от людских глаз
пристраивал «Заступницу усердную» ― образ Казанской. Он его всю войну провозил
в своем автомобиле. Не то же ли здесь единение, не та же ли цель — спасти
Россию?
Знаменитая
Сталинградская битва началась с молебна перед иконой, которая к этому
времени была доставлена сюда и поставлена на правом берегу Волги. Перед ней
поминались погибшие воины, непрерывно шла служба.
...Через два
года после победы Сталин пригласил митрополита Илию в Россию, Накануне был
разговор его с Патриархом Алексием.
— Чем может Русская
Церковь отблагодарить Илию?
Святейший
предложил подарить Ливанскому митрополиту икону, панагию (нагрудный знак,
высшего духовенства) и крест, украшенный каменьями из разных уголков страны.
Сталин распорядился: пусть самые искусные ювелиры изготовят панагию и крест.
Торжественно
встречали Илию в Москве.
— Крест этот я
положу на престол нашего кафедрального собора в Ливане и обещаю вам,
дорогие, что он и после моей кончины останется на престоле. Икона будет находиться
в алтаре... — сказал растроганный митрополит, принимая подарки. Тогда же
Сталин наградил его Сталинской премией «За помощь нашей стране в Великой
Отечественной войне». Владыка от премии отказался, смиренно сказав, что
монаху деньги не нужны. И добавил:
— Мы сами решили
передать вашей, стране двести тысяч долларов для помощи детям, потерявшим на
войне родителей.
А потом Илию
сердечно встречали в Ленинграде. Протоиерей Василий Швец вспоминает: «Около
двухсот тысяч человек стояло возле храма, транспорт остановился, проходы загорожены...
Кое-как пробрались. На почетном месте стояли члены правительства. Мы насчитали
― 42 человека. И вот появились митрополит Илия, священство. Началась
служба...».
Тогда же
состоялось возложение драгоценного венчика на Казанскую (ту самую) икону. Владыка
рассказал, как являлась ему
Богородица и что поведала ему.
Скромный затворник
далекого Ливане всегда говорил о России с трепетом и бережно носил поверх
скромного черного подрясника подаренную ему русскими панагию.
Прожив долгуш
жизнь, согретую теплыми воспоминаниями о России, Илия (Караме) в возрасте 97
лет в июне 1979 года отошел ко Господу. В некрологе было сказано, что он был
большим другом и молитвенником об Отечестве нашем.
Н. ДЕНИСОВА.
02.08.2013
Немає коментарів:
Дописати коментар