понеділок, 25 листопада 2013 р.

Епископ Порфирий Успенский (1804-1885)


  «Блага премудрость с наследием».
       (Еккл. 7, 12).
      «Порфирий, помни вечность,
      храни веру, надежду и
      любовь и служи науке»
      (Книга бытия моего, ч. 1, с. 8).


  

Церковь, как общество христиан, была основана на Востоке. И вот туда, где жил и совершил искупительный подвиг за грехи всего человечества на Голгофском кресте Господь наш Иисус Христос, на протяжении всей новозаветной истории лучшие умы христианства устремляли туда свой взор. И одним из них является епископ Порфирий успенский. Среди русских церковных деятелей, отдавших свои знания и силы изучению православного Востока, он занимает выдающееся место.
   Родился будущий светильник науки в «смиренной» Костроме в семье псаломщика Александра Матвеевича Успенского 8 сентября 1804 года. В родительском доме Константин (так звали его в миру) получил христианское благочестивое воспитание. В детстве он совершал много паломничества по монастырям ос своей матерью Дарьей Степановной, которая привила ему благоговение и любовь к Храму, к молитве. Он впоследствии вспоминал, что сердечная и благоговейная молитва «была любимою сладостью души моей» (5, 76). Чистое религиозное воспитание дало духовные плоды, ибо «оно предрасположило молодую душу одаренного Константина к Божественному миру». В семье, где он получил прекрасное духовное воспитание, всегда царила искренняя любовь между ее членами. И это давало жизненный импульс находить опору и утешение Преосвященному Порфирию в трудные минуты его жизни. Он всегда в родительском доме находил силу и поддержку в перенесении различных тяжелых жизненных испытаний, которые так обильно выпали на его долю. В горниле этих испытаний у него выработался волевой жизненный характер. В родительском доме его набожная мать умела привить молодому отроку страх Божий, целомудрие, незлобие и терпение. Это большое и бесценное богатство души он пронес через всю свою трудную жизнь, приумножив его как бесценное сокровище своими подвигами и трудами.
   В сентябре 1813 года девятилетнего отрока Константина родители отдали обучаться грамоте в духовное училище при Костромской семинарии. Перед умом пытливого отрока открылась дверь научных познаний. Будучи одаренным мальчиком, Константин обладал прекрасным голосом и пел в семинарском хоре, а впоследствии был там регентом. После окончания духовного училища он в 1818 году поступает в Костромскую семинарию, которую окончил в 1824 году. И, действительно, как он говорил: «Учение есть страсть моя», наука была главным уделом всей его деятельности. После окончания Костромской семинарии он некоторое время преподает греческий язык в одном из духовных училищ. Но имея большое желание учиться, Константин в 1825 году поступает в петербургскую духовную академию, видный центр богословских знаний. Здесь в стенах знаменитого храма науки он с жаждой впитывал в себя богословие и философию. Имея большую склонность к уединенной жизни, на последнем курсе академии Константин принимает монашество с именем Порфирий на двадцать пятом году жизни. Вскоре после монашеского пострига инок Порфирий был посвящен во иеродиакона, а 25 сентября 1829 г. рукоположен в сан иеромонаха. По окончании Петербургской духовной академии со степенью «мастера богословия» он был назначен на должность законоучителя в Петербургский второй кадетский корпус. «Но при талантливости ума и живости, даже пылкости характера, обладая неутолимою жаждою кипучей деятельности и не удовлетворяясь однообразием занятий, он естественно не мог долго оставаться при одной законоучительской должности и на одном месте, и вот уже в 1831 году мы видим его в Одессе», где был назначен законоучителем Ришельевского лицея. Здесь расширился круг предметов, которые он преподавал. За усердные труды и ревностное служение в 1833 о. Порфирий был награжден наперстным крестом. Через год его назначили настоятелем Одесского второклассного Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Уже в это время он совершает путешествия в Крым и Бессарабию.
   В 1838 году архимандрит Порфирий был назначен первым ректором учрежденной в Одессе Херсонской духовной семинарии. Будучи ректором, он вступает в контакт с людьми, которые впоследствии оказали ему покровительство и поддержку. Одним из таких его новых друзей оказался дипломат Александр Стурдза, который горячо поддержал его мысль в изучении христианского Востока. Не останавливаясь на достигнутом, архимандрит Порфирий изучает новогреческий и итальянский языки, которые в свою очередь сыграли важную роль в его последующих путешествиях по Востоку.
   В 1840 году о. Порфирия определили настоятелем Церкви при Императорской Российской миссии в Вене. Здесь также он предпринимает путешествие по Далматинскому побережью, изучая  быт и письменность славянского народа. Но в скором времени он возвращается на Родину, поскольку определением святейшего Синода архимандрит Порфирий посылается на Восток для ознакомления с нуждами Православия в Палестине и Сирии. Начинается новый период в жизни и деятельности архимандрита Порфирия, когда его подвиги и труды совершаются вдали от пределов родного Отечества. «Кому я подобен? Орлу парящему по поднебесью. Орёл! Куда ты летишь? На север. А почему ты озираешься на юг? Там мое гнездо». В этих словах выражена  жизненная цель стремлений и трудов архимандрита Порфирия: «юг», т. е. Христианский Восток, на котором так много пришлось ему поработать».
   Двадцатого декабря 1843 года после длительного путешествия архимандрит Порфирий прибывает в Иерусалим. Наконец исполнилась его заветная мечта, он вступил на святую землю. В своем дневнике он отмечал: «Горю желанием видеть Назарет, Фавор, Кану, озеро Тивериадское и др. Вера и наука влекут меня в эти места, освященные стопами Спасителя. Во время первого путешествия на Востоке архимандрит Порфирий посетил Палестину, Сирию, Египет, Ливию, Синайскую пустыню и Афон. Плодом внимательного осмотра этих местностей были известные его труды по описанию их: «Синайский полуостров», «Синайская обитель», «Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г.», «Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской», «Описание монастырей Афонских в 184501846 годах», «О святом Кирилле, просветителе славян Моравских», «Отрывок из путешествия в Афонские монастыри и спиты в 1846 году» и «Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты». В апреле — мае 1845 г. он посетил древний Синайский монастырь, где нашёл знаменитый рукописный Синайский кодекс священного Писания, относящийся к ІV веку. В нем содержится неполный список книг Ветхого завета, весь Новый Завет, послание ап. Варнавы, часть «Пастыря» Ермы. Вышедшая в Петербурге книга «первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. архимандрита Порфирия успенского» служит неопровержимым доказательством того, что заслуга первооткрывателя Синайского кого кодекса принадлежит нашему богослову, а не немецкому библеисту Тишендорфу.
   Во время первого путешествия по Востоку архимандрит Порфирий изучал различные древние акты и памятники церковного зодчества. 20 августа 1846 года, обогащенный ценным научным материалом, о. Порфирий прибывает в Одессу и направляется в Петербург с целью «устроить дело открытия духовной миссии в Иерусалиме». По дороге он имеет встречи с архиепископом Иннокентием и митрополитом Филаретом Дроздовым. Эти встречи имели большое значение, ибо здесь он получил поддержку и одобрение в своих научных изысканиях. Но в столице к светилу науки отнеслись с холодным безразличием.
   Крайне тяжелое состояние Восточной Церкви и низкий духовно-нравственный уровень жизни христиан опечалило душу ревнителя Православия. И поэтому еще в самом начале своего пребывания в Иерусалиме у него зародилась мысль «учредить в Иерусалиме русскую миссию». Предложение об организации миссии не остались без внимания. 11 февраля 1847 г. государственный канцлер Нессельроде представил на рассмотрение императора записку на предмет учреждения Российской Духовной Миссии в Иерусалиме. В июле 1847 г. архимандрит Порфирий «получил назначение быть начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». В состав Миссии входило четыре человека. В их числе был иеромонах Феофан Говоров, впоследствии знаменитый святитель-аскет. 16 февраля 1848 г. группа во главе с архимандритом Порфирием прибыла в Иерусалим и была встречена радушно Первосвятителем патриархом Кириллом. По благословению Первоиерарха Русская Духовная миссия разместилась в Архангельском монастыре и приступила к нелегким повседневным трудам! В основном деятельность Миссии носила чисто научный характер. Её члены занимались различного рода переводами и составлениями жизнеописаний мучеников Палестины.
   Во время этой поездки «заботами архимандрита Порфирия был благоустроен храм Гроба Господня», колыбели христианства. Горячая ревность о святом Православии, его глубокие научные интересы и широта взглядов побудили в нем мысль о воссоединении с Православной Церковью коптов и армян. Своими незаурядными способностями ему удалось установить дружественные связи с армянскими и коптскими христианами. По-прежнему он здесь продолжает изучать древние рукописи, живопись. В 1850 г. архимандрит Порфирий посещает Египет и Синай.
   Русская Духовная Миссия имела большое значение в укреплении Православия среди местного населения. Большими усилиями с благословения патриарха Кирилла архимандрит Порфирий основал в Иерусалиме богословскую школу, первыми учениками которой стали двенадцать молодых арабов. Его усилиями были открыты приходские школы в Лидде, Рамле и Яффе. Была открыта также специальная школя ля девушек и организована патриаршая типография. Он оказывал материальную помощь бедным семьям. «Много внимания он уделял делу улучшения условий пребывания своих соотечественников». Исполняя завет Христов о церковном единстве и миротворчестве, отец Порфирий прилагал много усилий в надежде соединить с Православной Церковью коптов, сиро-яковитов и армян. Но его стремления не осуществились, поскольку он не получил поддержки в своих начинаниях со стороны высшего начальства. Его неутомимая деятельность во главе Русской Духовной миссии была прервана начавшейся русско-турецкой войной. Восьмого мая 1854 года о. Порфирий выезжает из Иерусалима и предпринимает путешествие по городам Италии и только в октябре приезжает в Петербург. Плодами вторичного пребывания архимандрита Порфирия на Востоке явились новые работы «Сирийская церковь», «Рас-эль — Айнские водометные колодцы у города Тира. Отрывок из путешествия по св. земле», «Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 году», «Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония великого и препод. Павла Фивейского в 1850 г.». «Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния Египетских христиан (Коптов)», «Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах», «Восток христианский: Египет и Синай, виды, очерки, планы и надписи к путешествиям».
   В 1857 г. формировалась вторая Духовная Миссия для Иерусалима. На этот раз о. Порфирий был обойден вниманием начальства, и ее возглавил епископ Мелитопольский Кирилл. Но промыслом Божиим, по указу святейшего синода 24 апреля 1858 г. он в третий раз командирован на Восток, теперь уже исключительно с ученой целью, «для собирания сведений о церковной архитектуре и живописи, для описания церковных утварей, библиотек и архивов». На этот раз он прибывает на Афон и занимается научной деятельностью. Он посещает почти все монастыри и изучает большое наследие святой Горы. В Иверском монастыре он находит шестнадцать Бесед Патриарха Константинопольского Фотия. Далее он посещает Палестину и изучает древние рукописи Патриаршей библиотеки.
   В 1860 г. архимандрит Порфирий из Иерусалима возвращается в Одессу. Он привез с собой уникальную библиотеку древнейших рукописей и книг. Но в ноябре 1860 он опять предпринимает поездку в Каир, Александрию и на Афон. За восемь месяцев он проводил напряженные научные поиски. И 13 августа 1861 г. он возвращается на Родину.
   С 1861 по 1865 г. он проживает в Петербурге, где занимается изучением материала. Плодом этого путешествия явились его сочинения «Мнение о Синайской рукописи Библии, содержащей в себе Ветхий Завет не полный и весь Новый Завет, с посланием св. Апостола Варнавы и книгою Ермы», «Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского и рассуждение о них», «Ерминия или наставление в живописном искусстве, написанное, неизвестно кем, вскоре после 1566 года», «Восток христианский: Сирия и список Антиохийских патриархов», «Афон языческий», «Восток христианский: Афон», «Второе путешествие по святой горе Афонской».
   14 февраля 1865 г. совершилась хиротония архимандрита Порфирия во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Период его святительства был самым плодотворным в научной деятельности. Этому способствовал его наставник митрополит киевский Арсений. Но в 1876 г. скончался митрополит Арсений, и на Киевскую кафедру был назначен архиепископ Филофей, с которым у него сложились натянутые отношения. Имея прямой и независимый характер, у него было немало недоброжелателей. По определению Синода епископ Порфирий в 1877 году был назначен членом Московской Синодальной конторы. Его управлению был вверен Новоспасский монастырь. Жизнь в Москве был монотонной, и он неоднократно просит Синод отпустить его на покой. Но просьба преосвященного Порфирия не была удовлетворена. И свой остаток жизни он доживает в Москве. В это время, несмотря на преклонный возраст, оканчивает свои замечательные восьмитомные мемуары «Книга бытия моего», которые увидели свет уже после смерти святителя.
   Вначале 1885 года здоровье его заметно ухудшалось. Он мечтал завершить все задуманные и начатые сочинения. Но 19 апреля 1885 г. на 81 году жизни перестало биться сердце преосвященного Порфирия, и он отошел в вечность. Похоронен епископ Порфирий Успенский в Екатериновской Церкви Новоспасского монастыря.
   Подводя итог жизни и деятельности преосвященного Порфирия, можно с уверенностью сказать. Что он занял выдающееся место в истории Русской церкви и богословской науке. Русская богословская наука и духовная литература весьма многим обязана его необыкновенной просвещенной энергии: он принадлежал к числу достойнеших «почетных членов Московской духовной академии». Всю свою церковную деятельность, знание и силы он посвятил изучению Православного Востока. Его перу принадлежат исторические исследования Восточной Церкви, богословские труды и исследование текста Священного писания. Большой вклад он внес в описание памятников христианской культуры, церковного искусства, поскольку желал «христианскую живопись возвести на степень науки». Вся многогранная деятельность епископа Порфирия характеризуется глубокой преданностью Православию, служением истине и горячей любовью к своему Отечеству. За большой вклад в дело развития богословской науки епископ Порфирий был избран тремя духовыми академиями почетным членом с присуждением ему степени доктора богословия.

   По словам профессора А. П. Лебедева: «Этого мужа христианской науки и православного дела нельзя не причислить к благим деятелям на ниве Православной Церкви».

25.11.2013     прот. Василий Игнат

На фото: Високопреосвященніший Феодор, архієпископ Мукачівський і Ужгородський освячує пам'ятник жертвам Голодомору біля свято-Василівського храму м. Іршави






Немає коментарів:

Дописати коментар