субота, 22 червня 2013 р.

Православное учение

о Святой Троице


«В начале бе Слово,
и Слово бе к Богу,
и Бог бе Слово»
(Ин. 1, 1).

«Трие суть свидетельствующии
на небеси,
Отец, Слово и Святый Дух:
и сии три едино суть»
(1 Ин. 5, 7).

«Приидите, людие, поклонимся
трехипостасному Божеству — Сыну
во Отце со Святым Духом, ибо
Отец вне времени родил Сына
соприсносущного и сопрестольного
и Дух Святый был Во Отце, прославляемый
с Сыном; одна сила,
одно существо, одно Божество.
Поклоняясь Ему, мы все говорим:
Святый Боже, все сотворивший Сыном
При содействии Святаго Духа!
Святый Керпкий, Которым
мы познали Отца и Дух Святый
пришел в мир, Святый Бессмертный
Утешитель — Дух. Исходящий от
Отца и почивающий в Сыне!
Троице Святая, слава Тебе!»
(Стихира на «Господи, воззвах», «Слава и ныне»).





 Живоначальная Троица…
 Сколько неведомого, таинственного и непостижимого для пытливого разума падшего человека заключается в этих словах? Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой — есть Единый и неизменяемый, вечный, всемогущий и вездесущий Бог, имя Ему — Любовь (1 Ин. 4, 16).
 Святая Троица — Бог, Единый по существу и Троичный в Лицах: отец, Сын и Дух Святой — является величайшей тайной христианской веры. Перед сознанием ищущего спасения первой в ряду догматических истин стоит истина бытия Бога, Единого по Существу и Троичного в Лицах. Догмат о Троичности Лиц в Боге — есть догмат богооткровенный в полнейшем значении этого слова. В самом христианском вероучении этот догмат есть основной или коренной. «На нем непосредственно основываются и следующие. С отвержением его неизбежно отвергаются догматы о нашем искупителе Господе Иисусе, о нашем Освятителе — Всесвятом Духе и затем, более или менее, все до одного догматы, какие только относятся к домостроительству нашего спасения». Учение о Пресвятой Троице так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения. Поэтому, по словам святителя Григория Богослова, «памятовать о Боге необходимее, чем дышать».
 Догмат о Святой Троице, являясь краеугольным камнем в христианском вероучении, в то же время есть и самый непостижимый не только для людей, но и для ангельского мира. Только по снисходительности к нашей немощи Бог, являясь источником всякой премудрости и знания, благоволил открыть таинство Пресвятой Троицы, чтобы, познавая Бога, мы стали наследниками блаженной вечной жизни в благодатном Царстве Божьем.
 По словам св. Иоанна Дамаскина, «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем непостижимо — Его беспредельность и непостижимость. А то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству. Ибо Он не есть что-либо из числа вещей существующих, не потому, чтобы вовсе не существовавшая, но потому, что превыше всего существующего, превыше даже самого бытия. Ибо если познание имеет предметом своим вещи существующие, то уже то, что выше познания, конечно выше и бытия, и снова: то, что превышает бытие, то выше и познания». Догмат о Живоначальной Троице, являясь беспредельными непостижимым, вместе с тем является и величайшей тайной христианской веры. Но, по словам святителя Иоанна Златоуста: «Где тайна, там великое молчание; где тайна, там ум призывает к себе веру». Живая и искренняя вера — пот главный критерии богопознания и общения с живым Богом.
 Владимир Лосский в своей работе «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» отмечает: «Непознаваемость не означает агностицизма или отказа от богопознания. Тем не менее это познание всегда идет путем, основная цель которого — не знание, но единение, обожение». А обожение человека возможно только при наличии живой, сознательной веры во Святую Троицу и соблюдении заповедей Божиих. И наша задача состоит не в устранении антиномии путём приспособления догмата к нашему пониманию, но в изменении нашего ума для того, чтобы мы могли прийти к созерцанию Бого-открывающейся реальности, восходя к Богу и соединяясь с Ним в большей или меньшей мере». Чтобы постигнуть божественную тайну, человек должен прежде всего войти в сферу божественной духовности.
* * *
 Сам Господь Иисус Христос говорит: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4, 24). Это свидетельство Господа говорит нам о том, что Бог бестелесен, следовательно, Его Божество-непостежимо. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, «на тайнах Его бытия лежит покров, и требуется великий свет Всесвятого Духа для уразумения Его сокровенных тайн».
 На протяжении многих веков догмат о Святой Троице являлся камне преткновения еретиков и язычников, извращавших главную мысль догмата. Одни отрицали троичность Лиц в Боге, другие допускали тех богов.
 Самыми первыми ересями в древней Церкви явились ереси иудействующих и гностиков. Истину единства Божия еретики утверждали путем совершенного отрицания учения о Святой Троице.
 Еще при жизни апостолов к числу первых еретиков принадлежал Симон волхв. В своем еретическом заблуждении он учил, что Отец, Сын и Святой Дух «суть только проявления и образы одного и того же Лица, и что единый Бог, в качестве Отца открыл Себя самарянам, в качестве Сына во Христе — иудеям, в качестве Духа Святого — язычникам».
 Во втором веке появляется ересь антитринитариев, развивающаяся в двух направлениях — динамистическом и модалистическом. Представителями этой ереси явились Федот Кожевник, Федот Меняльщик, Артемон, Павел Самосатский, Праксей, Иоэт, Савелий Птолемандский и др. Опровержению ереси антитринитариев способствовал Ориген, который выяснил, что Отец, Сын и Святой Дух — есть «Три ипостаси и одна Троица». Однако он допустил ошибку, главный смысл которой заключался в соподчинении Лиц Святой Троицы по существу. Так возник субординационизм, положивший начало арианству. Заблуждением ариан являлось то, что они отвергали единосущие Лиц Святой Троицы и считали Иисуса Христа сотворенным. По поводу арианской ереси был созван Первый вселенский собор в 325 году в городе Никее. На соборе было сформулировано правильное христианское учение о Сыне Божьем, (сформулированное в первой части Символа веры). Здесь на соборе св. Спиридон Тримифунтский, защищая истинное учение о Святой Троице, совершил чудо. Взявши глиняной сосуд, он «сжал его и вышел к верху огонь, и к низу потекла вода, сосуд же остался в руке: «Вон, — сказал святой, — три предмета, а сосуд один. Так и в Троице три Лица, а един Бог».
 Аналогичное арианскому лжеучению Македоний, епископ Константинопольский, развил еретическое учение о святом Духе. Сущность ереси Македония заключалась в том, что он учил о Духе Святом как творении Сына, и что Он несравненно ниже Отца и Сына, так что по отношению к Ним Он только служебная тварь.
 Против ереси Македония в Цареграде в 381 роду был созван Второй вселенский собор, на котором ересь была осуждена и сформулировано христианское учение о Святом Духе во второй части символа веры. На соборе святитель Мелетий совершил чудо. «Показав присутствующим три соединенных перста во образ трех Лиц Пресвятой Троицы, и вышел от него огонь, на подобие молнии, воскликнул: «Так мы три Ипостаси разумеваем, а о существе едином беседуем».
 Плодом деятельности Церкви против этих ересей и ее богословского творчества является Никеоцареградский символ веры, в котором сформулировано христианское учение Церкви о Святой Троице. Но и впоследствии появлялись новые ереси, злые наветы которых отражала Святя Церковь в лице выдающихся своих святителей и богословов. Евномий, Савелий, Аполлинарий, Павел Самосатский, Маркел Анкирский, Фотин и многие другие — вот неполный перечень врагов церкви, своими еретическими заблуждениями желавших исказить величайшую святыню христианской веры — догмат о Живоначальной Троице.
* * *
 Предвечный Совет Святой Троицы…
 По великой своей благости и любви Бог призвал из небытия к бытию всю видимую и невидимую тварь, чтобы она, совершенствуясь в добре, участвовала в Его благости. В описании творения мира Дух Божий изображается участвующим в деле творения (Быт. 1, 2).Способом существования Божеского бытия необходимо признать движение, как основной принцип жизни всякой сущности. Бог от начала сотворил два мира — видимый и невидимый. Первым актом божественного творчества задолго до творения мира было сотворение ангелов. По мысли преп. Симеона Нового Богослова, несмотря на превосходство чистой природы ангельского мира, они видят лишь «славу славы, а не самое естество Божие», потому, что «никто из них не в состоянии снести явление и светоблистание Лица» более того, сколько «изволит Творец».
 Материальный мир призван Богом из небытия и разумно устроен в шестидневный период. И венцом тварного бытия на земле был создан человек. Еще прежде создания человека в небесных высотах состоялся Предвечный Совет Живоначальной Троицы, на котором «рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). Бог заранее предвидел падение Своего создания, и на Совете было постановлено о ниспослании в мир Единородного Сына Божия, чтобы спасти человека. И идея творения человека неразрывно связана с идеей спасения падшего человечества. «Чель творчества, по словам Симеона Нового Богослова, состояла в свободно-разумной эволюции твари во главе с человеком до полного одухотворения и обожения сущности». Однако этого не произошло по вине человека. Имея полноту свободной воли, человек разрушил райский миропорядок, а вместе с тем, нарушил гармоническое единство Творца и твари. Он сам ушел от Бога, порвал с Ним благодатный союз и осудил себя на духовную и телесную смерть. С тех пор начался период Божественного промышления. И только память о рае, как образе будущей блаженной жизни, оставалась в глубинах человеческого сознания, напоминая ему о спасении. Тяжелой оказалась жизни человека вдали от Бога без благодатного единения.
 Перед изгнанием падших прародителей из рая «Рече Бог: се Адам бысть яко един от нас» (Быт 3, 22). Перед смешением языков и рассеянием людей по столпотворении «и рече Господь: приидите, и сошедше смесим тамо язык их, да не услышат кийждо гласа ближняго своего» (Быт. 11, 6-7). По учению Церкви, в указанных мною выше местах из Священного Писания выражены прикровенные указания на троичность Лиц в Боге.
 Есть и другая группа свидетельств, в состав которой входят изречения Священного Писания, в которых непосредственно имеются указания на то, что в Боге именно три Лица, но нет конкретного наименования и различения их. Сюда входит описания явления Бога Аврааму в виде трех странников у дуба Мамврийского (Быт. 18, 1-3) «Видите ли, — спрашивает блаженный Августин, — Авраам встречает трех, а поклоняется Единому?… Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал единого Бога в тех Лицах». В этом же смысле принимает даное Богоявление и Православная Церковь. Событие Богоялвления Аврааму запечатлено на знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица».
 Пророк Давид восклицал: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2, 7). Здесь Псалмопевец по внушению Святого Духа изображает сына Божия, говорящим о Боге, предвечно родившем Его. В другом месте он восклицает: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6). Божественным Логосом (Словом) Святой Троицы небеса утверждены (Ин. 1, 3), и Святым Духом вся сила и красота их.
 На тайну Св. Троицы дается указание в троекратном воззвании серафим к Богу: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3). В другом месте пророк Исаия восклицает: «Дух Господень на мне, Егоже ради помаза Мя» (Ис. 61, 1). «Сын Божий, воспринявши падшее человеческое естество, говорит о Святом Духе, исходящем и посылаемом от Бога Отца. Поэтому Дух называется Духом Господним, или Духом Божиим. О личности и божестве Святого Духа пророк Исаия говорит: «И почиет на Нем Дух Божий: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» (Ис. 11, 2-3).
 В Божественном Откровении Ветхого Завета хотя мы и находим указания на троичность Лиц в Боге, но эти указания прикровенны. Так как тогда не время еще было явить людям эту высочайшую спасительную истину познания о Боге. В силу греховного состояния падшего человечества древние языческие философы считали, что «уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно» (Платон в Тимее). О непостижимости Бога мысль языческого философа подтвердил христианский святитель Григорий Богослов: «Но как я рассуждаю, изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно. Ибо что постигнуто разумом, то имеющему не вовсе поврежденный слух и тупой ум объяснит может быть и слово, если не вполне достаточно, то, по крайней мере, слабо. Но обнять мыслию столь великий предмет совершенно не имеют ни сил, ни средств, не только люди оцепеневшие и преклоненные долу, но даже весьма возвышенные и боголюбивые, равно как и всякое рожденное естество». Подводя итог, святитель приходит к заключению: «Бога, что Он по естеству и сущности, никто из людей никогда не находил и конечно не найдет».
 В Новом Завете истина о Святой Троице открыта миру через воплощение Христа Спасителя. И догмат о святой Троице — это новый, исключительно христианский, таинственный и непостижимый для разума. Познать непостижимое существо Божие для ограниченного греховного человеческого разума невозможно. Поэтому нам необходимо помнить слова святителя Василия Великого: «Ко спасению нас приводит не исследование, что такое Бог, но исповедание, что Бог есть».
* * *
 Боговоплощение…
 На протяжении всей истории земного бытия человечества Бог промышляет о Своем создании. В акте Божественного промышления о мире участвуют все три Ипостаси Божества. И две из них имеют преимущественную близость к миру в двух моментах его земной истории — это воссоздание природы человека через воплощение и искупительную жертву Сына Божия и жизнь Церкви в Духе Святом.
 Цель пришествия в мир Божественного Логоса и (искупления) состояла в том, чтобы воссоздать человеческую природу и даровать людям избавление от «греха, проклятия и смерти». Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Бог, пришедши в мир и соделавшись человеком, принес людям два великих блага — соединение естества Божеского с естеством человеческим, чтобы человек сделался Богом (по благодати), и в этого человека, соделавшегося Богом по благодати, таинственно вселялась Пресвятая Троица. Последней целью воплощенного домостроительства и было, чтобы человек, приняв благодать Святого Духа, являлся, таким образом, возрожденным, воссозданным и обновленным, сделался тем, чем был прежде преступления так, чтобы после сего не иметь уже растленной падением жизни».
 Святая Троица есть Единое существо в Трех Ипостасех — Отец, Сын и Дух Святой. Оно вместе Едино и Три. Так исповедует этот догмат Святая Церковь.
 Свидетельство о Святой Троице было явлено миру при крещении Иисуса Христа в Иорданских водах. Тогда миру «Троическое явися поклонение» (из тропаря праздника): Отец, глаголавший с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3, 16-17); Сын, крестившийся от Иоанна, и свидетельствованный от Отца, Дух, снисшедший в виде голубя на сына — свидетельство о Трех Лицах во Святой Троице.
 О троичности Лиц в Боге засвидетельствовал Иисус Христос в последней беседе с учениками, перед Своими крестными страданиями: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век… Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, той вы научит всему, и воспомянет вам Вся, яже рех вам» (Ин. 14, 16, 26).
 Иисус Христос совершил искупительную миссию человеческого рода через крестную смерть, погребение и Воскресение. В таинстве искупления и домостроительства приняла участие вся Нераздельная Троица. Об этом свидетельствует преп. Симеон Новый Богослов: «Хотя воплотился и пострадал одни Сын, однако, домостроительство есть дело Пресвятой Троицы».
 После Своего Воскресения Спаситель, посылая учеников в мир на проповедь, завещает им: «Шедше, убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19-20). Церковь всегда видела в этих словах Спасителя учение о тайне Святой Троицы. С самого начала крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, как трех Божественных Лиц.
 О трех Лицах Святой Троицы свидетельствует ап. Павел: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). Апостол Иоанн Богослов также свидетельствует о тайне троичности: «Трие суть свидетельствующие на небеси: Отец, Слово и Святый Дух и сии три едино суть» (1 Ин. 5, 7).
 Каково же христианское учение о Святой Троице на основании Священного писания? Во всех приведенных мною изречениях и выдержках (мест) из Божественного Откровения указывается на троичность Лиц в Боге и единство существа.
 В Священном Писании есть и другой род свидетельств, в которых указывается на личность того или другого Лица Святой Троицы. И в каждом из Лиц, как свидетельствует Божественное Откровение, наличествует в полной мере Божественное ведение, воля и деятельность.
 Бог Отец послав в мир Сына своего Единородного, потом святого Духа. Он Отеческой любовью любит мир. Открывает людям истину и промышляет о спасении всей твари, и в первую очередь — человека. И Когда Бог именуется Отцом, то разумеется с Сыном и Святым Духом.
 Бог Сын также есть Лицо, отличное от Отца и Святого Духа. Сын Божий пришел в мир и воплотился для нашего спасения. И после вознесения на небо Он послал на землю от Отца иного Утешителя Святого Духа. Сын именуется Богом, как Сын Бога Отца.
 Бог Дух Святой есть единоправное Лицо Святой Троицы. Дух является подателем духовных дарований, ибо Он поставляет епископов, говорит устами пророков, наставляет людей на всякую истину и т. д. Дух Святой именуется Богом как исходящий от Отца и соприсносущный сыну.
 «Единение и различение Лиц Святой Троицы, — по словам Симеона Нового Богослова, — непостижимы и неразрывны». Образ Отца есть сын, и образ Сына есть Дух Святой. Видевший сына видел Отца (Ин. 14, 9), и видевший Духа Святого видел сына.
 По учению Церкви «Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святый также есть Бог». Отсюда следует, что каждая из Божественных Ипостасей обладает всеми божескими совершенствами во всей полноте, но этими божескими совершенствами они обладают нераздельно, поэтому они «не три бози, но един Бог». В этом учении заключается два положения: равенство божеских Лиц и единосущие всех Лиц Святой Троицы.
 Равенство состоит в том, что каждое из Лиц Святой Троицы обладает одинаковыми божескими достоинствами и совершенствами.
 Единосущие состоит в том, что будучи равными и самостоятельными божественными лицами, Отец, Сын и Святый Дух имеют единое Божеское естество, едину силу, власть и величие. Различие Их, как трех Лиц, основывается не на различии божеских свойств, которые у них нераздельны, а на различии только личных свойств.
 Бог Отец является истинным Богом. О Его Божестве свидетельствует Сам Христос: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет но имати живот вечный» (Ин. 3, 16).
 Священное писание содержит ясное учение о божестве Сына, выражая ту мысль, что Сын Божий есть Бог в собственном смысле, Бог по естеству. В словах «Отец Мой доселе делает и Аз делаю» (Ин. 5, 17), Он показывает Свое божественное достоинство и равенство с Богом Отцом, приписывая Себе божественное сыновство. Есть и много других свидетельств Священного Писания, которые говорят о Божественном достоинстве Сына как Бога. И Святая Церковь с самого начала веровала в Божество Сына Божия и исповедовала в древнейших символах веры Церкви.
 Божество Духа Святого и Его равенство с Отцем и Сыном Священное писание показывает тем, что усвояет Духу святому имя истинного Бога, свойства и действия Божия и заповедует воздавать Ему такое же божеское почитание, как Отцу и Сыну.
 Апостол Петер, обличая солгавшего Ананию. Называет Духа святого Богом, говоря: «Почто исполни сатана сердце твое солгати Духу святому? Не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5, 3, 5 ).
 Каждому из Лиц Святой Троицы принадлежат божеские свойства: всеведение, вездеприсутствие, всемогущество, вечность, всеблаженство, творение, промышление и другие.
 Лица Святой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух существуют не отдельно и независимо одни от другого, но имеют единое и нераздельное божеское естество, которым каждое Лицо обладает в совершенстве и всецело.
 О единосущии сына с Отцем неоднократно говорил Сам Иисус Христос: «Аз и Отец едино есма» (Ин. 10, 30), и другие.
 Говоря о единосущии Духа Святого с Богом Отцом, свидетельствует сам Спаситель: «Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, дух истины, иже от Отца исходит. Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15, 26). В этих словах заключается и учение «о Филиокве» Католическая Церковь, искажая смысл слов Священного Писания, учит неправильно и прибавляет в Символе веры «и Сына». Единосущие божеских лиц Церковь понимает в том смысле, что каждое из Лиц Святой Троицы обладает божеским естеством вполне и всецело, так при этом, что оно остается безусловно, единым и нераздельным, а не так, чтобы троичные ипостаси существовали как особые и отдельные самостоятельные существа.
 Православная церковь о различии Божеских Лиц по Их личным свойствам учит так: «В одном Божестве три Лица: Отец, Сын и Дух Святый. Отец, Который преде веков рождает Сына из Своего существа и производит Духа Святого; Сын родившийся от Отца прежде веков и единосущный Ему; Дух Святый, от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну» (Прав. Испов. Ответ на вопрос 9-ый).
 Личное свойство Отца есть отечество, нерожденность. Он ни от кого не рожден и не происходит, но Сам служит началом Сына и Святого Духа.
 Личное свойство Бога сына в том, что Он, не рождая и не изводя из Себя другого лица, Сам предвечно и неизменно рождается от Бога Отца, и именуется Единородным Сыном, Который только один родился у Отца.
 Личное свойство Бога Духа Святого в том, что Дух святой исходит от Бога Отца. От вечного исхождения Духа Святого надо отличать временное исхождение Его на тварей, или посольство Его в мир. По учению Церкви Дух Святый посылается в мир Отцом через Сына.
 Послание в мир Духа святого совершилось в День Пятидесятницы. Христос Спаситель, совершив Свою Божественную миссию, вознесся к Отцу небесному, а Дух святый навечно, до скончания века, почил на земле, освящая род человеческий. Это изволение Божия Промысла окончательно утвердило в сознании земнородных, что Бог неизменно пребывает с нами в облагодатствованной Церкви на земле. Этот день явился завершение домостроительства нашего спасения.
* * *
 Живоначальная Троица — величайшая тайна, которую человек обязан постигать. Несмотря на то, что в ней заключается много трудностей. Трудно постигнуть, что такое Бог троичный в Лицах и Единый в существе. Постигнуть трудно, но потому это и тайна. А всякая тайна, касающаяся Божества и духовной жизни, познается и постигается самой жизнью человека, через усилия и через религиозный духовный опыт. Именно это в своей жизни засвидетельствовали Святые Отцы и Учители Церкви, явившиеся «столпом утверждения истины».
 Истину о Святой Троице открыл миру сам Иисус Христос. С этого времени эта истина стала предметом особого внимания, изучения, изложения и благоговейного преклонения со стороны христианской Церкви. Святая церковь в лице лучших и богопросвещенных своих представителей тщательно, «как зеницу ока», оберегала эту истину, выясняла и излагала свое богооткровенное учение о Ней, как главнейшей истине веры.
 С первых пор христианства, как уже отмечалось, некоторые отнеслись к ее истинам с недоверием и направили против догмата о Святой Троице всю силу своей ученой критики. Это был трудный период в истории Церкви в борьбе с еретическими заблуждениями. Но чем сильнее был враждебный нажим, тем больше христианская Церковь находила в себе жизненные силы ля отражения еретического учения. И истинное учение о Святой Троице она сохраняла невредимым, как драгоценную жемчужину, дарованную Самим Богом. Обращая мысленный взор к истории Христовой Церкви, мы видим великий сонм свидетелей, водимых и укрепляемых Духом Святым, которые внесли ценный, огромный вклад в сохранении невредимым догмата о Святой Троице. И среди них великие святители, Отцы и Учители Церкви: Василий великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Симеон Новый Богослов, Иоанн Дамаскин и многие другие.
 В чем же состояло учение о Святой Троице Учителей и Отцов Церкви?
 «Всякое бытие, — по словам преп. Симеона Нового Богослова, — воспринимается сознанием в двух основных категориях: своей сущности и явлении». В своей сущности Бог непостижим человеческому разуму, а явлением Своим в мир непосредственно через воплощение Он открыл Себя миру.
 Если само начало тварного бытия есть изменяемость, переход из небытия в бытие, если тварь по самой природе своей условна, то Троица есть абсолютная неизменяемость, или «абсолютная необходимость совершенного бытия».
 У Троицы нет никакой зависимости от тварного: акт сотворения мира ни в чем не определяет того, что принято называть «вечное происхождение Божественных Лиц». Об этом учит св. Иоанн Дамаскин: «Тварного могло бы и не быть, Бог и тогда был бы Троицей — Отцом, Сыном и Духом Святым, ибо сотворение есть акт воли, происхождение Лиц — акт природы».
 В Боге нет никакого внутреннего процесса, никакого становления или развития. По словам Владимира Лосского: «Если мы говорим о происхождении, о внутренних действиях или самоопределениях, эти выражения, предполагающие понятия времени, становления, намерения, только показывают, до какой степени наш язык и даже сама наша мысль бедны и недостаточны применительно к изначально тайне Откровения. И только в силу своего несовершенства, помысли преп. Симеона Нового Богослова, «ум человеческий воспринимает вещь в категориях количества, качества, времени, пространства и способе или форме бытия. Эти категории измерений, естественно, в своей сущности не могут дать определяющие понятия о Боге. И только в силу несовершенства человек имеет представления о Боге в этих категориях измерений.
 Догмат о Святой Троице содержит в себе два противоречивых аспекта: единство и троичность. Единство св. Григорий Богослов понимает как единство Божественной природы или существа; троичность же в Божестве — в смысле ипостасного различия в Боге. «Сущность, — говорит он — означает естество Божества, а три Ипостаси — личные свойства Трех (лиц).
 Исходя из категории количества, в сущности своей, по учению преп. Симеона Нового Богослова, «Божество есть единое существо и естество пресущественное и преестественное и три Ипостаси. Ина есть ипостась Отца, и ина Сына, и ина Духа Святого. Здесь едино Божество и три Лица. Пресущественное Божество есть Ум, имеющий Слово и Дух. Отец рождает сына и Духа Святого изводит. Единение сие и различие непостижимы и неизреченны».
 По учению св. Григория Богослова, мы веруем во единого Бога и исповедуем в Нем Три Ипостаси, или Три Лица, притом Каждое с Его личным свойством. Эту мысль выражает и святитель Василий великий: «Мы исповедуем Бога, единого не числом, а естеством Единство и троичность тесно взаимосвязаны между собой, так что одно без другой немыслима.
 Все лица святой Троицы имеют одну природу, одну волю, одну силу, одно действие. «Лица, — по мысли св. Иоанна Дамаскина, — соединяются, не сливаясь, но совокупно друг со другом сопребывая и друг друга проникая без всякого смешения или слияния, и так, что не существует один вне другого или не разделяются в сущности, согласно Ариеву разделению. Ибо, чтобы сказать кратко, Божество нераздельно в разделенном, подобно тому, как в трех солнцах, тесно друг ко другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых — одно и смешение света и слияние».
 Святой Григорий Богослов доказывает единство Божества, исходя из идей бесконечности и совершенства. Эму мысль подтверждает и Симеон Новый Богослов: «Триипостасный Бог есть единый Дух равномощный, единопрестольный. Единосущный. Дух есть Отец, Дух есть и Сын, как рожденный от Отца и Дух есть Господень».
 Св. Григорий Богослов свидетельствует о богатстве, обилии, полноте жизни в единстве Божества, о великой славе Единичности в единой гармонии Божества». Святая Троица есть: «Свет, Свет, Свет, но только один Свет, один Бог», Который есть «Трисиятельный», «Тройственный Свет, заключенный в едином естестве». Об этом говорит и св. Симеон Новый Богослов: «Бог есть свет и свет беспредельный. Свет есть каждая из ипостасей Святой Троицы». По учению Церкви, природа этого света божественна. Не тварна и нематериальна. Этот свет может производить изменение человеческой души (например, — обращение Савла).
 Каждое из Лиц Святой Троицы имеет Свои Личные ипостасные свойства. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Человеческие личности или ипостаси разъединены и не существуют одна в другой, тогда как в Святой Троице, наоборот, … Ипостаси находятся одна в другой».
 «Нерождаемость, рождение и исхождение … только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой Ипостаси. Ибо Отец и Сын и святой Дух во всем едины, кроме нерождаемости, рождения и исхождения». Эту мысль подтверждает и св. Григорий Богослов: «Нерожденность Отца, рожденность Сына и исхождение Духа — таковы отношения, позволяющие нам различать Лица».
 По учению св. Григория Богослова, Бог Отец безначален и является началом, как виновник, как Источник, как присносущный Свет. Он дал бытие всему, что существует, и прежде всего стал Началом бытия двух Лиц, одинакового с Ним Божеского достоинства и природы. Он — виновник Божества сына и Святого Духа, и, таким образом, Богу Отцу принадлежа, кроме Божества, такие вечные свойства, как отечество и изведение Святого Духа.
 Сын Божий рождается предвечно от Отца. И вечное рождение сливается с вечным бытием, и оно сперва. «Отец, — по учению св. Василия Великого, — открывает Себя через Сына в Духе».
 О Святом Духе св. Григорий Богослов учит, что Он вечно сосуществовал с Отцом и сыном. «Мы проповедуем Богословие Троицы, признавая от света — Отца, прияв Свет — Сына во Свете — Духе».
 Для уяснения внутренних отношений между существом и Лицами Святой Троицы св. Григорий Богослов сравнивает Божество с аналогиями в тварном мире. Но заключает: «Всего лучше, оставив все образы, как обманчивые и далеко не достигающие до истины оставаться под руководством Духа».
* * *
 Откровение о Боге-Троице — Отце, и Сыне, и Святом Духе есть основа христианского богословия и его высшая цель. По мысли Евагрия Понтийского, познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения своего существа и, по слову ап. Петра, «стать причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1, 4).
 Живоначальная Троица является основанием нашей христианской жизни. Тайна Святой Троицы учит нас познать Бога. А познание Бога — это жизнь (Ин. 17, 3).
 Отец открывает Себя миру через Сына в Духе Святом, и это откровение Троицы всегда будет откровением домостроительным, поскольку без благодати, полученной от Духа Святого, никто не может узнать в Христе Сына Божия и, узнав Сына, подняться до познания Отца. Святитель Василий Великий говорит: «Путь боговедения — от единого Духа, через Единородного Сына к единому Отцу. И обратно, естественная благость, природная святость, царское достоинство от Отца, через Единородного, простираются на Духа».
 Для Православной Церкви Пресвятая Троица — непоколебимое основание религиозной мысли, всякого благочестия, духовной жизни и духовного опыта. Пресвятая Троица для нашего религиозного сознания есть изначальное откровение.
 Что же открывает нам тайна Святой Троицы?
 В этой Тайне Отец открывает Себя миру как Творец, вызвавший нас из небытия. Сын Божий, как великий Архитектор и Художник, дает всему вид и красоту. Ибо Божественным Логосом отец призвал из небытия, создав мир. Дух Святой все животворит и дает всему благодатное спасение в Церкви Христовой.
 Тайна святой Троицы открывает нам Боа, Который Через Воплощение обновляет грешный человеческий род. Отец посылает в мир сына своего Единородного. Сын Божий через человеческую природу соединяется со всей вселенной, обожает ее и дает возможность спасения, не нарушая свободу разумных тварей. Дух Святый завершает это величайшее соединение, когда сходит на Пречистую Деву Марию.
 Эта тайна открывает нам Бога Искупителя, Который, приняв все человеческие грехи, приносит Себя в искупительную за нас жертву на Голгофе.
 В тайне святой Троицы открывается нам Святая Церковь, носящая в себе жизнь Святого Духа.
 Тайна святой Троицы открывает для нас жизнь временную и вечную. Мы зависим от святой Троицы, как лучи от солнца. Ибо от Отца происходит всякое отечество на небе и на земле; от Сына — всякое сыновство и рождение; от Духа Святого всякая любовь, благодать и дар», — говорит Архиепископ Владимир.
 Тайна Святой Троицы открывает нам образ, пример и сущность единства Святой торицы. Ибо мы являемся образом Святой Троицы, а наше тело храм Божий. И поэтому мы должны быть достойными носителями образа и подобия Божия, достойными Отца, сотворившего нас, Сына, искупившего нас, и Духа Святого, освятившего нас.
 По словам о. Павла Флоренского, для того, чтобы человеческая мысль обрела абсолютную устойчивость, нет для нее другого выхода, как принять трагичную антиномию. Уклоняясь от Троицы, как единственного обоснования всякой реальности, всякой мысли, мы обрекаем себя на путь безысходный, мы приходим к апории, безумию. К разрыву нашего существа, к духовной смерти. Между Троицей и адом — нет никакого иного выбора. Троичный догмат есть крест для человеческой мысли. Поэтому никакая философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы.
 Вершина Откровения есть догмат о Пресвятой Троице. Для того, чтобы созерцать эту извечную реальность во всей ее полноте, нужно достичь предназначенной нами цели, нужно дойти до состояния обожения, ибо, по слову св. Григория Богослова, «будут сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы … те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом, и это будет, как я думаю, Царство небесное». А приблизиться к Богу можно при помощи добродетельной жизни и христианского религиозного опыта.

       22.06.2013        прот. Василій Ігнат


Немає коментарів:

Дописати коментар